Каждый из нас слышал на уроках истории о древних греках, их мифах, героях и высокой культуре. И в этом нет ничего удивительного, ведь история нашей страны имеет европоцентричную направленность, ведя свое наследие с греко-римской культуры. Знакомые нам термины «демократия» и «полис» сейчас прочно ассоциируются именно с тем периодом, однако откуда такая форма организации появилась у греков и почему?
Существуют различные теории образования государств, к которым относятся классовая, патриархальная, теологическая и многие другие. Но ни одна из них не учитывает местную специфику, быт, географию и Fortuna (с лат. фортуна – судьба, случай) и дает лишь самый общий ответ.
Для начала нужно определится, что Древняя Греция не название государства, а скорее описание существующих на одной территории культурных образований, активно влиявших друг на друга и имевших общие представления о картине мира. Как и любой народ, греки имели множество этапов развития и путь их становления можно емко описать как «война - это продолжение политики другими средствами», только вот с оговоркой на то, что для них эти понятия были неразделимы.
У Греков военную мощь составляла именно аристократия, имевшая возможность покупки и содержания коня, а также медного оружия и доспеха. Простолюдинам в ту эпоху такое было попросту не по карману и они не могли считаться серьезной силой. А кто имеет оружие, тот и властвует. Такое положение дел продолжалось до постепенного ухудшения отношений между средним земледельческим классом и не желающим делится властью аристократией.
И здесь главное, появляются Тираны . Не те, что угнетают население, а напротив, народные избранники, не имеющие регалий, но говорящих от имени народных масс. Прекрасно понимая, что с военной силой можно бороться только более развитой военной силой, был создан прообраз будущей греческой демократии – фаланга гоплитов. Она представляла из себя плотное построение воинов в линию и в несколько шеренг вглубь, почти вплотную прилегающих друг к другу. На вооружение у них были копья, мечи, шлем, панцирь и обязательно круглый щит.
Общая идея была в том, что каждый в строю закрывает щитом правую часть своего тела и левую часть правостоящего, благодаря чему строй становился практически непроницаемым. Само собой это требовало огромной сноровки и слаженности, ведь таким образом приходилось двигаться и быстро перестраиваться в гуще боя, ориентируясь лишь на звуки флейты (позже труб).
Вариативность фаланги по количеству людей, типах шлемов и длиной копий менялась, но главное оставалось неизменным, это тяжелая пехота, примыкающая плотно друг к другу и полностью нивелирующая конное превосходство аристократии. Конница тогда не была столь тяжелой как в средневековье, да и использовалась, как правило, для того, чтобы добраться до поля боя. Боевые лошади могли стоить огромных по сегодняшним меркам сумм и, благодаря такой экономической разнице, фаланга закрепила свое господствующее положение.
Если из фаланги бежал один солдат, неважно, в боевом порыве на врага или убегая в ужасе от него, он подвергался изгнанию и общественному порицанию. Бросив место в строю, он оставил неприкрытым своего товарища. Таким образом, в полисах начинает складываться прямая демократия, где важность отдельно взятого человека сложно переоценить. Военнообязанными были все, а значит и исход боя зависел от каждого. Фаланга становилась фактически семьей, ведя совместный быт и военные действия. На долгие столетия «гоплитская революция» не только определила облик военного дела в Греции, но и её социально-политическое устройство, став ярким примером мировой истории.