Очередной выпуск мини-статьи по германской бронетехнике, у большинства таких статей основа одна:
Но, в данном случае, придётся сделать исключение. Спасибо грубоватому, но позитивному, информационно, комментатору Андрею Аксютину, который указал на расхождения* по данным о производстве бронетехники между справочником и более поздними статьями тех же, на самом деле, авторов - Чемберлена, Дойла и Йентца.
- среди тех наименований, что я проверил, уточнения не превышают 1% от общего выпуска машин, но по Хуммелю расхождение довольно существенное, поэтому исправлена и предыдущая статья:
Это не отменяет достоинств справочника, говоря о всей технической и классификационной информации, что он содержит, помимо количества выпущенных машин, но если можно использовать более точный источник, то его мы и будем использовать.
- обращайте внимание на подписи к фото, фотографии и рисунки, как правило, берутся из статей-источников или просто интересных статей, сайтов
- все фото без подписей из справочника Чемберлена и Дойла
Стоит также напомнить, что цикл статей посвящается основным тенденциям и основным же типам боевых машин Вермахта - причинам их появления.
И, переходя, наконец, к сегодняшней теме. Появлению самоходной артиллерии в понимании близком к современному*
- по германской классификации того времени такие самоходки обозначаются как Selbstfahrlafetten (сокращённо - Sf или Sfl), что буквально означает - самоходные лафеты
Вермахт обязан нескольким факторам, не в последнюю очередь, частым обновлениям спектра производимой техники и растущим требованиям войск, из-за чего не только в войсках, но и "на конвейере*" оказывались танки уже ненужные армии, соответственно, их шасси, выпуск которых уже отлажен, старались использовать более рационально, в том числе, путём установки более мощного вооружения.
- нет, танки не производятся на конвейере - просто такое выражение
Ещё одним источником появления самоходных артсистем были переделки многочисленных трофеев, благо трофеи часто поступали в распоряжение победителей вместе с заводами-производителями.
Тяжёлая гаубица.
Для начала стоит пояснить, что же, собственно, за орудие устанавливалось на такие самоходки и какое место занимало в войсках.
15 cm s.F.H. 18 появилась как замена в войсках для разработанной ещё до начала Первой Мировой Войны тяжёлой гаубицы 15 cm s.F.H. 13 и ещё более ранней 15 cm s.F.H. 02. У двух последних название расшифровывается как 15 сантиметровая тяжёлая полевая гаубица (schwere Feldhaubitze) образца 1913-го и 1902-го годов, соответственно.
С 15 cm sFH 18 всё немного сложнее. По Версальскому договору из артиллерии крупных калибров Германии сохранить позволили лишь один дивизион (12 орудий) 150-мм гаубиц sFH 13 в Кенигсбергском крепостном районе, но, разумеется, сохранить немцам удалось гораздо больше орудий. Спрятанного хватало Рейхсверу для ведения боевой подготовки, но, согласно концепциям развития армии принятым ещё в 1920-е годы, при Гансе фон Секте, в мирное время требовалось вести разработку вооружений, чтобы во время военное или предвоенное иметь возможность быстро начать производство уже современных образцов вооружений.
Так что разработка новой гаубицы началась в 1920-е годы даже без ясных перспектив её производства.
Разработка орудия началась в 1927-м году, но индекс гаубица получила "18" - "образца 1918-го года".
15 cm sFH 18 вышла системой вполне современной: лафет с раздвижными станинами обеспечивал наведение по горизонтали на угол до 60 градусов, что позволяло использовать столь тяжёлую систему для ведения огня прямой наводкой*.
- на однобрусном лафете сложно обеспечить угол наведения больше 4-5 градусов, а при необходимости перенести огонь на цель за пределами угла наведения придётся, например, выкопать сошник и затем вновь его забить в грунт, передвинув орудие, что делает стрельбу по движущимся целям проблематичной
Длинный ствол - 29,5 калибров (4,4 метра), почти вдвое больше, чем у гаубицы образца 1913-го года, причём даже lg - "длинной" со стволом в 17 калибров. Дальность стрельбы, соответственно, выросла и достигла 13.300 метров со стандартным боеприпасом в 39 кг при максимальном заряде в гильзе. В отличие от лёгкой полевой гаубицы "образца 18-го года" (10,5 cm leFH 18) зарядная камора у 15 cm sFH 18 не менялась до модификации 1943-го года и рост дальности стрельбы обеспечивался только новыми боеприпасами.
Орудие получило современный клиновой затвор, но, из-за использования переменных зарядов (раздельное заряжание), не было полуавтоматом.
Масса системы со всеми изменениями достигла 5,5 тонн и на конной тяге система разбиралась на две повозки, что делало её развёртывание на позиции долгим и сложным процессом.
По классификации 15 cm sFH 18 иногда относят к гаубицам-пушкам и на этом основании сравнивают с советской МЛ-20. И тут проявляется интересный нам нюанс. Тяжёлая гаубица "образца 18-го" сразу по принятии на вооружение попала, по штату, в дивизион тяжёлых гаубиц артиллерийского полка пехотной дивизии, с появлением моторизованных дивизий попала и в их артполки. А с 1940-го года, сначала как приданные, а затем и в постоянном штате, sFH 18 составляют дивизион тяжёлых гаубиц танковой дивизии. МЛ-20 же не попадала в артполки советских дивизий, ни стрелковых, ни танковых или моторизованных, оставаясь, перед войной, в корпусной артиллерии.
Самоходные тяжёлые гаубицы. Трофеи и "оригиналы".
При массе системы в 5,5 тонн говорить о сколько-нибудь быстром перемещении гаубицы по полю боя силами расчёта не приходилось, а сложная конструкция даже при возке мехтягой "одним куском" требовала несколько минут на развёртывание. Так что решение о создании самоходки под калибр тяжёлой гаубицы "напрашивалось". Бронированная артиллерийская самоходка в паре с подвозчиком боеприпасов могла обеспечить быстрое развёртывание орудия на позиции и столь быстрое "свёртывание", причём проделать это можно было сравнительно недалеко от передовой, если весь расчёт при стрельбе оставался укрыт за бронёй.
Переходя к самим самоходкам нужно отметить, что из-за конструктивных изменений гаубицы sFH 13 и sFH 18 при установке на самоходное шасси были, по сути, системами разного класса. Одна из них 2,5 тонная со сравнительно коротким стволом, а другая 5,5 тонная.
Хронологически, первой самоходкой вооружённой тяжёлой гаубицей оказалась машина на шасси французского трофейного 5-тонного транспортёра Лоррэйн 37-L.
15 cm sFH 13/1 (Sf) auf Geschützwagen Lorraine Schlepper (f) (Sd.Kfz. 135/1)
Обе дроби в обозначении - это модификации самой гаубицы (использовалась длинноствольная модификация sFH 13) и самого транспортёра, поскольку параллельно производились ещё САУ с противотанковыми 75-мм орудиями и лёгкими гаубицами на том же шасси.
Вполне возможно, что часть орудий для САУ были "реверсивными" трофеями из Бельгии.
Созданы 15 cm sFH 13/1 (Sf) (более короткое наименование) в начале 1942-го года, а предназначались для африканского театра военных действий, куда и была отправлена первая их партия уже летом 1942-го года (в танковые дивизии "африканского корпуса" Роммеля).
5-тонный транспортёр с бронированной рубкой и гаубицей весил уже 8,5 тонн, а двигатель, как и КПП, оставался "родной" 70 сильный Делаэ (De la Haye) и до заложенных в КПП ограничений в 35км/ч машину можно было разогнать разве только "с горки". Маленькая рубка ограничила боекомплект до 8 снарядов, а стрельба без сошника была, практически, невозможна.
Конечно, всё познаётся в сравнении и как эрзац военного времени самоходка вышла достойной, для второстепенного ТВД, хотя повоевать им пришлось и во Франции в 1944-м году.
Выпуск 15 cm sFH 13/1 (Sf) составил 94 машины, двумя партиями: 30 в мае 1942-го и 64 в июле-августе 1942-го.
"Hummel" - Geschützwagen III/IV fuer sFH 18/1 (Sf) - одна из наиболее известных и массовых артиллерийских самоходок Вермахта:
"Шмель", как его наименование можно перевести на русский, имел шасси специальной разработки, наименование которого отражено в названии самой САУ - Geschützwagen III или Geschützwagen III/IV.
Хотя прямых серийных предшественников или шасси танка "прет-а-порте" у него не было, от разработки "Осы/Wespe" вооружённой 105-мм лёгкой гаубицей он не отстал (решение на создание самоходок принято весной 1942-го) и опытные образцы обеих самоходок появились зимой 1942-1943-го годов.
Причина такого "резкого" старта работ в использовании для нового шасси агрегатов серийных средних танков, а конструкция шасси, первоначально, разрабатывалась как альтернатива для развития самих танков, так что задел у инженеров-конструкторов был.
Выпускалась САУ "Хуммель" с 1943-го по 1945-й год.
Выпуск САУ/подвозчик боеприпасов:
- 1943 - 368/96
- 1944 - 289/61
- 1945 - 48/0
В конце войны появился проект вооружения шасси "Хуммеля" лёгкой гаубицей (leFH 18/40) калибра 105-мм, для замены снятой с производства САУ "Веспе", но известный их выпуск не превышает 10 машин.
Поступал Хуммель на вооружение батарей самоходных тяжёлых гаубиц самоходных же артиллерийских дивизионов по схеме 6 САУ и 2 подвозчика в батарее. В самом дивизионе были две батареи на Wespe и одна на Hummel.
Дивизионы самоходок могли действовать и как отдельные подразделения, но большая часть их входила в состав танковых дивизий.
Разумеется, САУ применялись и для стрельбы прямой наводкой, что, на самом деле, логично, поскольку так применялись и буксируемые гаубицы, но, судя по специальной доработке конструкции, у некоторых это входило в привычку.
Закономерный итог...
другие статьи на канале: