Найти тему
sevprostor

Сам того не ожидая, увлекся микроконтроллерами. Теперь у меня будет цифровой вездеход

Свой вездеход, о котором я последнее время только и думаю, и о котором только и пишу, я почти доделал. И меня, честно говоря, все это дело утомило. Поэтому речь сейчас пойдет не совсем о нем, а о решении одной смежной задачи, которая в процессе встала передо мной, и над которой я сейчас с огромным увлечением работаю. О да, я открыл для себя целый мир и хочу этим с вами поделиться. Не буду рассусоливать и сразу скажу, что сейчас я буду писать о своем первом знакомстве с микроконтроллерами в виде Ардуино, и о том, что же я такое хочу сделать.

На этапе обучения и прототипирования все собирается как конструктор
На этапе обучения и прототипирования все собирается как конструктор

Я даже не знаю с чего начать. Помнится, когда-то я писал о навигационном компьютере для лодки. В эту систему заложен достаточно большой потенциал, и получилась она у меня очень удачной. Вообще это просто удобно, когда все необходимые данные от всех нужных приборов можно собрать в одну кучу, засунуть в одну шину, и далее использовать их где угодно и как угодно. В общем-то сейчас, применительно к вездеходу, у меня возникла чем-то похожая идея — думая о панели приборов (да, я тоже ее хочу немного переделать), я решил, что неплохо бы иметь данные об оборотах, температуре, остатке топлива, скорости, напряжении и еще куче всего, в одной куче, собранными одним прибором в один поток. Как если бы у меня был навороченный инжекторный мотор, облепленный датчиками и исполнительными механизмами.

Примерно так это выглядело в яхтенном исполнении на этапе создания
Примерно так это выглядело в яхтенном исполнении на этапе создания

Только у меня мотор карбюраторный, о работе которого я могу судить только по звуку и паре показометров. Я же только что упомянул о том, что это было бы очень удобно для обработки и отображения. Например, все это я мог бы преобразовать в данные NMEA0183 или 2000, с тем, чтобы вывести на экране картплоттера, который работал бы в единой сети со всем оборудованием машины. Или, может, я захотел бы использовать это еще как-то. Короче, не суть, я просто задался такой целью.

Конечно, полноценный компьютер здесь не требуется. Для данной задачи вполне хватит микроконтроллера, который уже припаян на плату со всей необходимой обвязкой и готов к использованию. Это и есть Ардуино, которое стоит рублей 300. К тому же в готовом виде продается огромное количество разных модулей к нему — бери, да соединяй как конструктор. И я честно признаюсь, что мне всегда очень хотелось это попробовать, но никогда прежде у меня не было веского повода. А вот теперь он взял, да и возник. При этом все так сошлось, что я оказался в Петербурге, где без проблем купил себе мешочек разных устройств и простейших радиодеталей, с которыми я, спустя пару дней, принялся играть дома в деревне. Надо заметить, что я ни разу не радиоинженер, и вообще, вся вот эта вот электроника для меня является темным лесом. Но все оказалось столь просто и увлекательно, что я теперь не могу оторваться.

Пожалуй, стоит поподробнее описать устройство, которое я хочу изготовить. Прозвучит это довольно смешно, но все началось с того, что я не смог найти на Авито, в пределах своей досягаемости, комплекта приборов от ВАЗ 2106. На самом деле именно тогда меня посетила мысль о реализации этого всего в чистой электронике. Мой прибор должен будет получать и обрабатывать следующие данные: обороты двигателя; температуру охлаждающей жидкости; температуру масла; остаток топлива в баке; напряжение в сети; скорость, пробег и отработанные моточасы. Эту информацию на первых порах я планирую выводить на четырехстрочный жидкокристаллический дисплей, возможно, на нескольких экранах. Далее было бы логичным добавить сюда какой-то интерфейс для связи с другими приборами, а если все пойдет хорошо и легко, то так же при помощи микроконтроллеров можно будет реализовать и ряд других устройств, необходимых на вездеходе. Например, можно будет изготовить блок управления вентиляторами охлаждения, который не потребует традиционного датчика включения, а будет работать исключительно по температуре, иметь разные режимы и возможность настройки.

Мешок с деталями
Мешок с деталями

Я, конечно, пока нахожусь в самом начале пути, но должен еще раз сказать, что изучение Ардуино оказалось делом ужасно увлекательным, и даже с минимумом начальных знаний оно дается очень легко и приятно. Например, я уже умею писать «Hello wold!» на экранчике и научился даже получать данные с четырехкнопочной клавиатуры, поборов дребезг контактов и заняв всего один аналоговый вывод. В ближайшее время я куплю автомобильный датчик температуры и попытаюсь интерпретировать его сопротивление в температуру — тоже не думаю, что это будет сложно. Об этом я буду писать более подробно, и те, кому всегда хотелось попробовать, но было лень, наверняка увидят, что ничего страшного в этих электронных делах нет. Короче, затягивает просто ужасно, а главное — что ты постоянно получаешь награду в виде того, что у тебя рано или поздно все неизбежно начинает получаться.

-4