Меня, как репетитора, очень сильно волнует вопрос, потому что я уделяю много времени положительному эмоциональному состоянию на своих занятиях. Но 7 из 10 учеников, которые обращаются ко мне за помощью - круглые отличники, и их очень волнуют именно оценки.
Расскажу пару случаев.
- Одна девочка была круглой отличницей, и она переживала даже из-за “5 с минусом”. Она настолько боялась контрольных, что бывало, что приходила ко мне за 40 минут до занятия (потому что боялась не успеть подготовиться).
- Другая моя отличница сильно переживала из-за того, что у нее с 1 раза что-то не получилось запомнить, и у нее резко менялось настроение если она что-то подзабыла.
Кстати, однажды я узнала, что она прорешивает учебник вперед чтобы “не ляпнуть что-то не то” на занятии с репетитором.
Когда ребенок маленький и только учится ходить, он пробует, падает, встает, и снова пробует - ему и в голову не приходит бросить все и ползать на четвереньках всю жизнь. Но с поступлением в школу меняется отношение к разным начинаниям. Со временем многие дети боятся сделать ошибку, и не делают ничего (у меня училась девочка, которая если не была уверена, что сделает на 100%, просто не бралась за что-то совсем, а практика очень важна для освоения любого навыка).
Мне очень хочется помочь своим ученикам не только с английским, но и стабилизировать эмоциональное состояние, что я активно начала изучать эту тему.
И вот какой вывод я сделала.
Поведение РОДИТЕЛЕЙ сильно влияет на то, как дети сами будут относиться к оценкам.
Дети просто так не переживают из-за оценок, они копируют реакцию родителей (причем говорить вы можете что угодно, ребенок уловит эмоцию).
Некоторые родители все еще считают, что успех человек в жизни зависит только от успехов в школе (хотя это не так! Читайте мою статью "Почему двоечники успешнее в жизни"). А другие и вовсе считают, что если ребенок принес “2”, то они плохие родители.
Также следует отметить, что у некоторых родителей авторитарный стиль воспитания. Как правило, такие родители убеждены, что их ребенок должен учиться только на пятерки. Получение им плохой оценки вызывает со стороны родителей упреки, гневные эмоции, а иногда и наказания. Родители начинают критиковать своего ребенка, и это порождает ссоры и конфликты.
Если вы относитесь к таким родителям, то важно понимать, что подобным отношением вы воспитываете в своем ребенке синдром отличника, который впоследствии может мешать ему полноценно наслаждаться жизнью, желая лучше выглядеть в глазах других людей.
Важно понять всем родителям, что школьные успехи это не показатель интеллектуальных способностей человека, это чье-то субъективное мнение по поводу вашего ребенка.
Оценки — всего лишь информация, что ребенок не все усвоил, и не до конца понял тему. Оценки — повод разобраться и помочь своему ребенку найти оптимальный способ решения проблемы.
Чтобы ребенок стал успешным во взрослой жизни, намного важнее передать свой личный успешный опыт, и научить справляться с трудностями!
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ РЕБЕНОК НЕ БОЯЛСЯ ПЛОХИХ ОЦЕНОК?
- В первую очередь, следует избегать оценочных суждений дома.
Объясните ребенку, что оценки не являются показателем, какой ты человек. Ребенок хороший, поступок может быть плохим.
2. Не оценивайте его чувства и переживания.
Такие чувства как злость, обида, гнев, расстройство такие же нужные и важные, как и радость, любовь.
3. Проговаривайте, что ваша любовь не зависит от оценок в дневнике.
4. Не сравнивайте!
Часто страх плохих оценок возникает из-за сравнения ребенка с другими.
Обратите внимание, как часто вы произносите такие фразы как: «Лена — хорошая девочка, опять пятерку получила, а ты, двоечница, снова провалила контрольную!».
Именно из-за таких фраз и сравнительных характеристик ребенок теряет уверенность в себе и начинает опасаться плохих оценок.
Ваш ребенок — это отдельная личность, индивидуальность, его ценность состоит в нем самом, а чужой ребенок — вовсе не мерило, по которому стоит оценивать собственное дитя.
5. Не подавляйте инициативу - это тоже причина боязни плохих оценок.
Например, как только малыш берется за какую-то деятельность, взрослые спешат предупредить: «Не надо! Упадешь! Не получится!»
— конечно не получится, если даже родители в него не верят.
Чем чаще ребенок слышит слова о том, что не справится, совершит ошибку, тем вероятнее, что он будет бояться этих ошибок, а как следствие, и плохих оценок.
Верьте в своего ребенка, ему это просто необходимо! И даже если у него действительно не получится, хвалите его за старания и за процесс, а не за результат, чтобы избежать формирования синдрома отличника.
6. Самый действенный способ научить ребенка не бояться плохих оценок — предложить ему оценивать свою работу самостоятельно.
Это учит рефлексии, анализу, глубокой работе над собой, учит выбирать критерии оценки, понимать, где именно что-то пошло не так.
К тому же он научится видеть несоответствие разных взглядов, разделять свою точку зрения и чужую. Это довольно сложно, но очень полезно в жизни.