«Сегодня 18-ый день мусорной забастовки, на улицах города ежедневно скапливается по 10 000 тонн мусора. Впервые за долгое время, глава департамента здравоохранения Готэма объявил о чрезвычайном положении…»
Вы заметили, что Готэм, представленный в ленте «Джокер» 2019 года, погряз в мусоре? Мусор повсюду, он объял весь город, до такой степени, что работа сегмента малого и среднего бизнеса частично парализована. Потребители банально не могут преодолевать горы отходов на пути к коммерческим инфраструктурам: «Это сказывается на моем бизнесе, клиенты не могут сюда добраться из-за мусора на дороге». Многие жители Готэма предпочитают лишний раз не выходить из дома – огромные крысы и отвратительный запах дают о себе знать. Даже самые богатые районы города напоминают трущобы.
Тема мусорных отходов в «Джокере» присутствует не просто так, по сути, она убивает сразу двух художественно повествовательных «зайцев», о которых мы поговорим далее.
Первая причина – отсылка к городу Нью-Йорк.
Нью-Йорк по праву считается прототипом Готэма, так было всегда и не является исключением для «Джокера». Достаточно обратить внимание на островное устройство мегаполиса. Мусорная забастовка Готэма – это воспроизведение событий 1968 года, произошедших в вышеупомянутом Нью-Йорке. Санитарные рабочие обратились к администрации города с требованием повышения заработных плат и улучшений условий труда. В ответ на отказ властей санитарные служащие устроили массовую забастовку. 7000 человек не вышли на работу в один день, что привело к скапливанию 10 000 тонн мусора ежедневно. Когда количество отходов на улицах достигло 100 000 тонн и в городе было объявлено чрезвычайное положение, администрация выполнила ранее выставленные требования санитарных рабочих.
Из воспоминаний визуального постановщика «Джокера», когда он покидал Нью-Йорк в 1981 году (по отъезду в колледж), ситуация с мусором на улицах города все еще имела плачевный статус: «В Нью-Йорке не бастовали только те службы, что были коррумпированы». Тот временной период в истории мегаполиса был омрачен забастовками многих городских служб.
Вторая причина – ироничность «рождения» Джокера.
Все события ленты «Джокер» - это пересказ событий ненадежного рассказчика. По сути, мы смотрим постановочное шоу Артура Флека, в котором он сам себе режиссер. И в котором он сам решает, какая часть рассказа будет являться художественным вымыслом, кто будет приглашенным гостем, насколько интригующими будут сюжетные повороты и все в этом духе.
Так зачем Артуру начинать свой рассказ на акцентировании нашего внимания на «мусорной» проблеме Готэма? Все дело в том, что в интерпретации событий Артура, тройное убийство, совершенное им в подземке метро, не являлось катализатором возникновения социальных протестов. Неужто до этого, в Готэме не происходило тройных убийств обеспеченных граждан…
В эпизоде, после первого посещения матери в больнице, Артур находится в своей спальне с включенным телевизором. Репортер, освещающий народные протесты произносит слова: «Гнев и возмущения, копившиеся в городе в последние недели, похоже, готовы вырваться наружу». А убийство в метро произошло всего несколько дней назад, т.е. момент появления социального напряжения связан именно с тотальной проблемой мусора. А катализатором протестов выступил не убийца в метро, а непосредственно Томас Уэйн, обозвав клоунами в прямом эфире тех, кто менее успешен в обществе. Более того, лишение Артура медикаментозных препаратов связано с той же, «мусорной» проблемой. Ироничность «рождения» Джокера в том, что сокращение финансирования социальных служб, курирующих таких нестабильных граждан как Артур, было связано с причиной перенаправления бюджетирования на решение проблемы отходов.
Готэм в рассказе Артура – это отдельный персонаж, и он провонял насквозь. Жить в Готэме – значит пребывать на бочке с порохом.
Спасибо за уделенное этой статье время! Дальше – еще больше интересных статей. Ставь палец вверх, подписывайся на мой канал и комментируй!