Князь Феликс Феликсович Юсупов, граф Сумароков-Эльстон. Именно так звучит полное имя, которое было на слуху в начале прошлого века по всей Российской империи. Единственный наследник богатейшего дома Юсуповых, получивший блестящее образование и обладающий привлекательной внешностью, молодой мужчина привлекал взгляды и был в центре всеобщего внимания. Считая себя тем, кто должен спасти Россию, Феликс оказался в центре заговора с целью убить друга царской семьи Григория Распутина, в котором видели лишь бесконечное зло.
Ещё с ранних лет Феликс увлекался театральным искусством и имел незаурядные актерские способности, причём играл не только мужские, но и женские роли. В общем и целом, Юсупов вёл себя эпатажно, привлекая как можно больше внимания, что стало поводом вести разговоры о его гомосексуальности. Любовь к женским нарядам проявилась у него и в зрелом возрасте. Он легко мог прийти в любое заведение с макияжем, в дамском платье и весь увешенный украшениями.
Феликс, будучи учеником гимназии, вместе с приятелями-студентами участвовал в серии розыгрышей с переодеваниями. Миловидного, еще не брившегося Феликса нарядили певичкой и устроили ему выступление в «Аквариуме» — самом шикарном из петербургских кабаре. Концерт так понравился публике, что Юсупов выступил так ещё шесть раз, пока кто-то не донёс его отцу. Скандал был страшный.
В 1908 году его старший брат Николай погиб на дуэли, что сделало Феликса единственным наследником всего состояния семьи, по сути одним из богатейших людей империи. В 1914 году князь сочетался браком с княжной Ириной Романовой, приходившейся родственницей Николаю II. Их пара вмиг стала считаться самой красивой, отчего все хотели водить с ними дружбу и считали честью видеть чету Юсуповых у себя дома.
Феликс Юсупов был ярким представителем золотой молодежи Петербурга начала XX века. Эпитет “легкомысленный аристократ” наиболее точно сможет его описать. Присутствовал Юсупов и при коронации последнего русского императора в 1896 году. К власти никогда не рвался, но ни в чем себе не отказывал.
С самого детства Феликс дружил с великим князем Дмитрием Павловичем, двоюродным братом Николая II. В дальнейшем, как многие считали, их дружба переросла в романтические отношения. Их отношения напоминали “качели”. Они то расставались, то сходились.
Феликс торопился успеть все. Любое модное веяние принимается им на ура. Он поочередно страстно увлекается спиритизмом, фотографией, театром, даже курением опиума (к наркотикам он будет потом неравнодушен всю жизнь, но без фанатизма). Единственное из светских удовольствий, которое он не любил, — это охота.
В конце 1909 года Феликс впервые встретился с Распутиным. С утверждением, что Григорий-посланник неба, Юсупов категорически не согласился. По слухам, именно он донёс императору с императрицей об отношениях Феликса и Дмитрия Павловича. После этого они запретили любовникам встречаться.
«Ничего ещё толком о нём не зная, я уж тогда предчувствовал надувательство. Он приблизился ко мне и сказал: "Здравствуй, голубчик". И потянулся, будто бы облобызать. Я невольно отпрянул. Распутин злобно улыбнулся и подплыл к матери, не чинясь, прижал их к груди и расцеловал с видом отца и благодетеля»,- так пишет в своих мемуарах Феликс Юсупов про знакомство с Распутиным.
Феликс отмечал, что Распутин словно боялся каждого собеседника, пытаясь как можно скорее изучить его. Его раздражало в "старце" всё — начиная от его хитрости, при помощи которой он склонил на свою сторону и императрицу Александру Фёдоровну и ее фрейлину Анну Вырубову, а также добрую половину императорского двора, заканчивая его оргиями, куда Распутина якобы доставляли под покровом ночи. Юсупов был уверен, что Распутин мешает России и царской семье в частности.
Председатель Думы Михаил Родзянко поддержал Юсупова. Говорил, что Распутина нужно только убивать, так как даже отдалить от двора не получится — у него везде свои люди. Однажды Феликс заговорил о старце с Родзянко и поинтересовался, как нужно действовать, чтобы избавить страну от Распутина. «Как действовать, как действовать… — пробормотал Родзянко. — Убить мерзавца! Но как? Я уже старик, мне это не по силам, а среди молодых сегодня я не вижу ни одного смельчака». И с этого момента князь Феликс понял, что убить Распутина придется ему.
Как ни странно, Распутин сам искал встречи с Феликсом с весны-лета 1916 года. А Юсупов в это время продумывал план убийства. Для начала нужно было найти верных и заинтересованных помощников. Это были великий князь Дмитрий Павлович, депутат Пуришкевич, поручик Сухотин и доктор Лазоверт. О готовящемся покушении знала и жена Феликса Ирина.
Сначала следовало войти к Распутину в доверие. Было решено, что лучше всего с этой ролью справится Феликс.
29 декабря 1916 года Юсупов пригласил Распутина навестить его в своем особняке на Мойке — небольшой светский ужин тет-а-тет. Стол был заранее подготовлен: в эклерах был цианистый калий, стаканы были отравлены, даже мадера хранила в себе ядовитые вещества. Этим лично занимался доктор Лазоверт.
Распутин приехал к 11 часам. И сразу заговорил, что его собираются убить. Но ничего не выйдет, потому что он заговоренный. Распутин съел все эклеры, но, не умер моментально, как ожидалось. Юсупов, чтобы потянуть время, запел под гитару. Другие заговорщики изнывали от нетерпения на втором этаже дома. В какой-то момент Феликс поднялся к ним на второй этаж и сказал, что начальный план провалился. Тогда Дмитрий Павлович протянул револьвер. Преодолев страх, Юсупов спустился к Распутину, который в этот момент рассматривал хрустальное распятие. Поднял руку на уровень сердца «старца» и выстрелил.
В это время помощники спустились на первый этаж. Им показалось, что Распутин мёртв. Чтобы инсценировать то, что его выводят из дома пьяного, в его шубу нарядили поручика и повели под руки.
Но тут Распутин очнулся, вскочил на ноги и закричал «Феликс!», и пока тот побежал рассказывать об этом Пуришкевичу, выбрался на улицу. Пуришкевич выбежал за ним и выстрелил три раза, «старец» упал в сугроб. В это время к дому подошёл квартальный надзиратель, узнать что случилось, в ответ он услышал «Ты знаешь, кто я? Я депутат Пуришкевич. В этом доме только что убили Распутина. А ты, если любишь царя и Россию, будешь молчать.» Квартальный ушёл. Тело Распутина скинули в реку.
Уже утром следующего дня в доме Юсупова был полицмейстер. Поначалу он все отрицал, но через две недели обьявили об его домашнем аресте. Императрица требовала расстрелять заговорщиков, и, возможно, это было бы сделано. Но среди заговорщиков был родственник Николая II, великий князь Дмитрий Романов. В результате обошлись ссылкой. Так Юсупов уехал в родительское имение в Белгородской области. Во время революций 1917 Феликс и Ирина Юсуповы решили бежать из страны, прихватив фамильные драгоценности, сначала отправились вместе с Марией Фёдоровной на Мальту, а затем в Лондон и обосновались в Париже. Там они открыли свой дом моды, выиграли иск о клевете по вопросу интимной связи Распутина и императрицы Александры Фёдоровны.
Во времена Второй мировой им предлагали и примкнуть к нацистам и вернуться в Россию. Но Феликс избежал обеих сторон. В Париже Феликс Юсупов так и прожил до своей смерти в 1967 году, выпуская мемуары, в том числе и про убийство Распутина.