О том, что гипермаркеты, набравшие огромную популярность в начале 2000-х, теряют свою магию, заговорили еще три года назад. Но поначалу это были больше разговоры, подкрепляемые статистикой, свидетельствовавшей о медленном смещении покупательского спроса - и не более.
В последнее время от гипермаркетов начинают избавляться в буквальном смысле. Или, по крайней мере, признавать, что время их прошло.
Так, в Ленте (на сегодняшний день крупнейшая компания по количеству гипермаркетов в России и четвертая по обороту в целом) вчера признали - покупатели уходят из крупноформатных магазинов в другие форматы.
«Нет смысла отрицать: сегмент гипермаркетов сокращается, его доля падает на рынке. По совокупности причин люди идут в дискаунтеры, в специализированные магазины и в магазины «у дома», - отметил гендиректор ритейлера Владимир Сорокин.
В ответ на тенденцию «Лента» решилась на беспрецедентный шаг - начать развивать сеть магазинов «у дома», подобную тем, которые есть у двух лидеров рынка - «Магнита» и «Пятерочки».
Сообщается, что открыто будет около 300 магазинов суммарной площадью 10 000 квадратных метров. Да, гипермаркеты тоже будут открываться, но не более 3-5 в год. В иные времена Лента открывала по 20-30.
Что будет делать ритейлер с основным бизнесом, который сегодня приносит 92% ее выручки? Большой вопрос. Так же, как и для Ашана, Metro Cash & Carry и других игроков, большей частью сфокусированных на гипермаркетах.
Что же касается мультиформатных лидеров российского рынка продуктового ритейла, то в X5 (Пятерочка и Перекресток) еще во второй половине 2019 года отказались от дальнейшего развития формата "Карусель". Большая часть магазинов была закрыта, продана конкурентам или переформатирована, а оставшиеся продолжают терять выручку.
В "Магните" не прибегли к радикальным мерам - доля формата "Семейный" всегда была относительно небольшой в портфеле ритейлера. Но новый концепт был разработан и начал понемногу заменять устаревшие площадки. В ряде городов "Магнит" открывает концептуальные суперсторы.
Что касается других игроков, то дела идут по-разному. У немецкого "Глобуса", хотя и меньше 20 гипермаркетов", еще по данным на 2019 год дела шли очень хорошо и выручка стабильно росла. И компания продолжает открывать по 1-2 гипермаркета в год.
В Metro, после нескольких лет падения выручки, в 2020 году наконец вышли в плюс, и, если верить позитивным прогнозам, сдаваться не собираются. В "Ашане", напротив, падение покупательского трафика, продаж и других основных операционных показателей продолжается. Но это уже совсем другая история.