В прошлой статье мы пообещали рассказать, чем закончилась история про бездомного, который четверть века прожил в подвале пятиэтажки.
Сыктывкарца Анатолия Холопова без преувеличения можно назвать «невидимым человеком». О его существовании знал разве что слесарь, забиравшийся по роду занятий в подвал, да такой же бездомный друг Николай, живущий там же (о нем мы писали здесь). За 25 лет Анатолий обустроил себе вполне сносное жилье. В подвале было все, что нужно: электричество, плитка, чтобы готовить еду, кровать, на стене икона Богоматери, на столе приемник. Он недоверчиво отнесся к желанию волонтеров помочь ему. Но когда мы купили ему батарейки для фонарика, чтобы безопасно ходить в темноте, он засиял от счастья и его отношение к неизвестным доброхотам изменилось.
Словно везунчик среди тысяч бездомных, он сорвал джекпот и в канун Нового года переехал в благоустроенное жилье. Но история, начинавшаяся как счастливая, завершилась печально…
Полгода доказывал, что гражданин России
Многие считают, что бездомные, скитающиеся годами, не сумеют вернуться к нормальной жизни. Но координатор проекта помощи бездомным «Сытый гражданин» Илья Костин убежден, что любому человеку с улицы можно найти дом. Где-то придется повозиться и через суды вернуть жилье, из которого человека выселили незаконно. Другого можно устроить в дом престарелых и инвалидов – среди бездомных немало больных и увечных. Еще кому-то может повезти, и родственники заберут его к себе. А если восстановить документы или оформить пенсию, можно устроиться на работу и снять жилье. Шанс обрести свой дом есть практически всегда.
Такой же шанс был и у Анатолия Холопова. Когда летом 2020-го ему пообещали, что через несколько месяцев он сможет выбраться из подвала, вряд ли он поверил. Но паспорт, потерянный 30 лет назад, все же был нужен. И 66-летний Анатолий при помощи волонтеров занялся его оформлением.
Сделать фото на документ и оплатить 3,5 тысячи за госпошлину и штраф (за счет благотворителей проекта «Сытый гражданин») оказалось, пожалуй, самым простым. Больше полугода ушло на то, чтобы доказать - Анатолий Холопов является гражданином РФ. В паспортном столе разослали множество запросов, прежде чем нашли подтверждение тому, что после распада СССР он жил в России. Лишь в декабре Анатолий получил паспорт, а с ним и все остальные документы: медполис, СНИЛС, ИНН. Этот памятный день волонтеры вместе с бездомным, кстати, душевно отметили в кафешке чаем с пирожными.
Приоделись, приобулись
Когда в Сыктывкаре ударили морозы, Анатолий с другом Николаем попросили найти им теплую одежду. В благотворительную организацию, куда люди приносят ненужные вещи, направились дружной компанией. По размеру подобрали брюки, свитера, а главное верхнюю одежду. Взамен тощеньких курток нашли почти новые дубленки, а вместо шерстяных шапок – кроличьи и даже норковые ушанки.
На мороз наши деды вышли точно из дорогого мехового салона и выглядели так стильно, что никто бы не распознал в них бездомных.
Правда, когда я довезла их до знакомого подвала, они неожиданно стали раздеваться. Оказалось, что в объемных дубленках через узкий лаз, переплетенный трубами, не проникнуть. Так что, протиснувшись через дыру в подвал, они забрали вещи, оставленные снаружи.
Словно по щелчку пальца
Но глобальные перемены случились накануне Нового года. Когда Анатолию Холопову выправили все документы, координатор проекта «Сытый гражданин» Илья Костин побеспокоился о том, чтобы бездомному выдали комнату в маневренном фонде. Надо сказать, в Сыктывкаре под это выделено бывшее общежитие училища: со свежим ремонтом, широкими окнами, теплое и с охраной на входе.
За несколько дней до Нового года Илья решил во что бы то ни стало перевезти Анатолия в свое жилье. Точнее совершенно пустую комнату – без мебели и посуды. Но стоило бросить клич среди волонтеров, как тут же все нашлось. Одна организация отдала добротные диван и два кресла. Женщины собрали посуду: кастрюли, кружки, ложки. Нашлось постельное белье и одеяло с подушкой.
В несколько заездов в комнату перевезли вещи, продукты. В этот день ошарашенный и утомленный впечатлениями Анатолий едва дождался, когда мы наконец-то оставили его одного.
На чаек к старушкам по-соседски
Через пару дней, вечером 31 декабря, приехали его навестить. Анатолий признался, что ему до сих пор не по себе. В темном подвале он не различал времени суток. Поэтому переехав в общежитие, ему не удавалось наладить режим: он то засыпал в 5 вечера, то просыпался в два ночи. Как рассказывал Анатолий, проснувшись среди ночи, он испугался и не понял, где находится. Было слишком спокойно, но и от того тревожно. Бездомный привык, что каждую ночь в подвале его будила возня крыс, от которых приходилось отбиваться. Здесь же стояла тишина, и только любопытный фонарь заглядывал в окно.
Правда, в этот предновогодний вечер мы не сразу нашли Анатолия: ни на крыльце, ни в комнате его не было. Оказалось, что одинокого старика уже «прибрали» добродушные немолодые соседки, и он у них подолгу засиживался за чаем. Пока мы украшали елку, его наконец-то удалось разговорить.
Выяснилось, что в советские годы работал в Сыктывкаре такелажником, за драку угодил на пять лет за решетку. Вернувшись, вкалывал на лесопунктах Коми. «Там меня и загнуло, получил в лесу болезнь Бехтерева», - Анатолий Михайлович ходит скрючившись, порой морщась от болей в спине. Познакомился с бухгалтершей. «Жену звали Ирина Юрьевна. Она увезла меня в Красноярский край, в село Березовка. Там на ноги себя поставил, хозяйством обзавелся». Но что-то в личной жизни не заладилось, и он вернулся в Коми. «Когда Горбачев перевернул Советский Союз, я стал опускаться все ниже, ниже. Пил. На рынке колымил, товар выгружал, подметал, на трубах жил», - неохотно вспоминает он, развешивая шарики на елке.
«Что же вы со мной делаете?»
В тот момент казалось, что мы стали свидетелями ожившей рождественской истории – бездомный обрел теплый дом. Рядом добрые соседки, которые не оставят старика в одиночестве, волонтеры помогают с продуктами, через пару месяцев получится оформить пенсию и можно начать иную жизнь. Видя, сколько подарков и вещей передали волонтеры, Анатолий хватался за голову и радостно причитал: «Что же вы со мной делаете?» На прощанье я шутливо у него спросила: «Надеюсь, что в подвал не вернетесь?» «Нет, обещаю», - ответил он, и с улыбкой будто взял под козырек.
В тепле и обеспеченной сытости Анатолий Михайлович прожил чуть больше месяца, а потом… сбежал в подвал. Волонтеры приходили к знакомой пятиэтажке, пытались вывести его на улицу, поговорить. Но Анатолий Холопов замкнулся. Возможно, ему стыдно за свой поступок, за то, что подвел.
Но Илья Костин уверяет: «Стыдиться нечего, вернуться к обычной жизни резко, без реабилитации сложно». Именно для таких ситуаций, когда бездомному остается пара шагов до обеспеченной жизни, в Сыктывкаре и начали создавать реабилитационный центр. А пока Анатолий Михайлович так и живет в подвале – в мире, который для него более спокойный и понятный, чем наша отлаженная жизнь.
Если понравилась история, ставьте «лайк». Подписывайтесь на «Север неизвестный» и читайте другие искренние истории:
✔️Его картины хранит музей, а сам скитается без дома
✔️Старик и Белое море: душевная встреча с помором