Найти в Дзене
Алексей Евдокимов

Войска НКВД в советско-финском конфликте 1939-1940 годов

30 ноября 1939 года на всём протяжении советско-финляндской границы загрохотали орудия… Части РККА вступили в ожесточенные бои с подразделениями регулярной финской армии и отрядами добровольцев – «шюцкоровцев». В декабре на главном направлении удара – Карельском перешейке, советские войска были остановлены перед «линией Маннергейма». На остальных участках фронта – в западной Карелии и юго-восточной Лапландии, дивизии РККА: 163, 44, 54, 168 и 18-я, одна за другой попадали в «мешки». Из этих соединений самый скоротечный разгром потерпела 44-я стрелковая дивизия 9-й армии. Двигаясь на выручку окружённой в районе Суомуссалми 163-й дивизии по узкому лесному тракту и регулярно натыкаясь на искусственные полукилометровые минированные завалы из сосен, земли и камней, 44-я дивизия очень сильно растянула свои порядки. 4 января 1940 года, частично деблокировав 163-ю, дивизия оказалась в окружении финских отрядов. Она подверглась молниеносным атакам небольших финских лыжных подразделений и регулярным артобстрелам. Постепенно разрозненные части 44-й дивизии были оттеснены в лес, где их поджидали финские манёвренные группы, снайперы и пулемётные расчёты в искусно замаскированных дзотах. Вскоре финны перерезали дорогу Важенваара-Суомуссалми – единственный путь отхода соединения А.Е. Виноградова (командир 44-й дивизии). О том, что произошло дальше, говорит отрывок из донесения 44-й дивизии от 6 января 1940-го:

«Дайте помощь, нас добивают, давайте помощь… »

С финских самолётов на окружённых бойцов дивизии сыпались листовки:

«Красноармейцы!

Вождь Советского Союза Сталин не хотел завоевания Финляндии!

В эту авантюру вас втянули политруки и командование Ленинградского военного округа.

СДАВАЙТЕСЬ! Опусти винтовку дулом вниз!»

Вместе с 44-й стрелковой дивизией в окружении оказался охранявший её тылы сводный 3-й полк НКВД, 1-й батальон которого был полностью укомплектован красноармейцами и командирами 1, 2 и 3-го мотострелковых полков, пулемётных рот и подразделений связи Отдельной ордена Ленина мотострелковой имени Ф.Э. Дзержинского дивизии особого назначения (ОМСДОН) войск НКВД СССР. Командовал батальоном капитан Пётр Гагаркин - командир 1-го батальона 2-го мотострелкового полка ОМСДОНа.

Из состава дивизии в 3-м полку НКВД также находились 2 батареи 76-миллиметровых полевых и 45-миллиметровых противотанковых пушек под командой капитана артдивизиона ОМСДОНа Афанасия Кушнира, взвод бронеавтомобилей и подразделение кавалерийского полка.

Всего в 3-м полку НКВД насчитывалось 719 «дзержинцев», остальные 790 бойцов и командиров полка были набраны из войск Карельского пограничного округа.

…5 января последовал приказ командовавшего 9-й армией комдива В.И. Чуйкова:

«Командиру 3-го полка 44 СД, вместе с 1-м батальоном 3-го полка НКВД, объединить действия всех частей и подразделений с востока и нанести главный удар южнее Важенварской дороги с задачей: совместно с ударной группой 44 СД окружить и уничтожить противника в районе 23-го километра, прочно удерживая развилку дорог на 19-м километре».

1 и 2-й ротам капитана Гагаркина необходимо было выбить финнов с подступов к огромному завалу на 23-м километре. К ночи 3 января, ценой огромных усилий бойцам капитана Гагаркина удалось рассеять ожесточённо оборонявшихся финнов, но сапёрный батальон 44-й дивизии, прибывший для ликвидации завала в полдень 4 января, был встречен плотным огнём получившего подкрепление противника. И снова – непрерывные, затяжные атаки бойцов 3 полка НКВД, а огонь подоспевших батарей Афанасия Кушнира заставляет финнов зарыться почти что под сугробы.

Совместно с сапёрами 44-й дивизии две роты капитана Гагаркина и артиллеристы Кушнира пробили в финских заслонах «коридор» для вывода из окружения уцелевших частей дивизии Виноградова. 3-я рота «дзержинцев», передав охрану 19-го километра подразделениям 146-го стрелкового полка, заняла оборону на 23-м километре, и держала его почти сутки, при этом один взвод роты, во главе с её командиром старшим лейтенантом Иваном Кузьменко, полностью погиб.

-2

Но на 20-м и 19-м километрах тракта Важенваара-Суомуссалми финны оттеснили подразделения 146-го полка и возвели на этих участках дороги два новых завала. Пытавшиеся преодолеть их бойцы 3-го полка НКВД и 44-й дивизии вскоре были охвачены многочисленными финскими лыжными подразделениями, но всё же смогли вырваться и из этого, очередного окружения. Последний завал - на 11-м километре, недалеко от хутора Ликохару, удалось частично разрушить. Здесь финны предприняли последнюю попытку взять в «кольцо» остатки соединения Виноградова и подразделения ОМСДОНа. Но те прорвались к важенваарской базе 9-й армии благодаря двум взводам 3-й роты и орудийному расчёту Ивана Жадана из батареи Кушнира - они задержали противника у 11-го километра почти на 2-е суток. «Противник начал уже почти всюду сдаваться - вспоминал руководивший разгромом 44-й дивизии полковник Яльмар Сииласвуо, - И только одно-единственное гнездо продолжало сопротивляться у Ликохару».

После двухдневных боёв на 11-м километре Жадан прибыл в Важенваару со своей, разбитой вражеским снарядом, пушкой, грузовиком, полным трофейного оружия, и подбитым его комсомольским расчётом финским бронеавтомобилем.

…Боевые действия в Карелии происходили в сорокаградусный мороз. По прибытии на фронт омсдоновцам не выдали ни лыж, ни белых маскировочных халатов. Финские манёвренные группы помимо лыж и масхалатов были оснащены автоматами, противопоставить которым «дзержинцы» могли лишь устаревшие «трёхлинейки».

Отсутствовала радиосвязь со штабом 44-й дивизии – ни Гагаркину, ни Кушниру, ни даже командиру 3-го полка НКВД Львову не предоставили необходимых для этого радиокодов.

Бойцы Гагаркина и Кушнира понесли серьезный урон от огня «кукушек» и «дятлов» (финских снайперов, стрелявших с деревьев). Нескольких «кукушек» застрелил, будучи тяжело раненным «одной» из них, младший лейтенант Лотка Николов – командир 2-го взвода 6-й роты 1-го мотострелкового полка ОМСДОНа. А артиллеристы Афанасия Кушнира научились бесшумно подкрадываться к «кукушкам» и «снимать» их шрапнелью. Так же мастерски они наловчились «заколачивать» шрапнель в узенькие амбразуры крошечных дзотов, сооружаемых финнами в лесах.

В справке федерального пограничного архива содержатся следующие характеристики действий отрядов капитана Гагаркина и капитана Кушнира:

«Самостоятельно вели непрерывные боевые действия»

«Появлялись там, где требовалось много отваги и стойкости»

«Героически выполняли свои обязанности»

«Никто не думал отступать»

«Неся большие потери, продвигались вперёд»

«Физическое состояние было подорвано непрерывными боями»

-3

Из докладов командующего 9-й армией Северо-Западного фронта комдива В.И. Чуйкова от 10-11 января 1940 года:

«В течение 8 - 9 января в Важенваару продолжают прибывать разрозненными группами и одиночками бойцы частей 44-й СД. Обмороженных – 671.

По предварительным данным дивизия оставила противнику: 76-мм пушек – 37, гаубиц 122-мм – 16, 45-мм пушек – 25…, 82-мм миномётов – 6. Материальная часть танкового батальона оставлена противнику, всего 37 танков. Оставлено противнику пулемётов: станковых – 130, ручных – 150.

Оставлено противнику автомашин – до 150…, радиостанций – все…, весь обоз…, то же и с конским составом.

Прибывший личный состав на 40 % не имеет винтовок…, бойцы и командиры страдают финнобоязнью. При отходе раненых не вывозили, и поэтому допускаю, что значительная их часть попала в плен.

3-й полк НКВД – бойцов и командиров вышло около 850 человек. Командир полка майор Львов убит, военком полка Черевко ранен в голову.

Полк НКВД потерял лишь одну пушку.

Суд над бывшим командиром 44-й СД Виноградовым, начальником штаба дивизии Волковым и начальником политотдела Пахоменко состоялся 11 января 1940 г. в присутствии личного состава дивизии. Приговор к расстрелу был приведён в исполнение немедленно и публично».

Батарейцы А.М. Кушнира и отряд «гагаркинца» Георгия Арбузова, громивший финнов в их собственных засадах, стали героями для всей страны. Навечно остался в списках 2-го мотострелкового полка ОМСДОНа связист Валентин Нехороший, погибший в рукопашной схватке с шюцкоровцами.

А.М. Кушнир и И.Л. Жадан были удостоены ордена Ленина, 20 «дзержинцев», в том числе В.Д. Нехорошего (посмертно), Г.Н. Арбузова, П.А. Гагаркина и Л.Г. Николова, наградили орденом Красного Знамени, 13 - орденом Красной Звезды, 1-го (младшего командира 3-го мотострелкового полка ОМСДОНа Виктора Кисарина) - орденом «Знак Почёта», 22-х - медалью «За отвагу», 19 - медалью «За боевые заслуги».

Другие публикации по этой теме:

Внутренние войска России в Отечественной войне 1812 года. Они были первыми…

Войска НКВД и «заградительные отряды». Правда и вымысел…

Рукопашный бой в войсках НКВД. Приемы обезоруживания и задержания...

Рукопашный бой в войсках НКВД. Когда наступал «момент истины»…

Рукопашный бой в войсках НКВД. Бой саперной лопаткой…

Генерал Масленников против адмирала Канариса. Войска НКВД против элитных диверсантов Абвера

Войска НКВД в начальный период Великой Отечественной войны

Штыковой бой в войсках НКВД

Внутренние войска России в XIX и в начале XX века

Художественные произведения, посвященные истории внутренних войск России. Серия "Краповые береты".

1. Первый день войны (часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6)

Сюжет повести «Первый день войны» основан на реальных событиях, происходивших в первые дни Великой Отечественной войны.

2. За нами Москва (часть 1, часть 2)

Сюжет повести «За нами Москва» основан на реальных событиях, происходивших в период Великой Отечественной войны во время битвы за Москву зимой тысяча девятьсот сорок первого года.

3. Мы из Кронштадта (часть 1, часть 2, часть 3)

Сюжет повести «Мы из Кронштадта» основан на реальных событиях, происходивших в период советско-финской войны 1940 года.

4. Трембита звучит на рассвете (часть 1, часть 2)

Сюжет повести «Трембита звучит на рассвете» основан на реальных событиях, происходивших после Великой Отечественной войны на территории Западной Украины. Повесть опубликована в журнале "На боевом посту" Главного командования внутренних войск России (номера 3 и 4 за 2016 год).

5. Черное золото (часть 1, часть 2)

Сюжет повести «Черное золото» основан на реальных событиях, происходивших в период Великой Отечественной войны во время обороны Кавказа летом тысяча девятьсот сорок второго года.

6. Поезд особого назначения (часть 1, часть 2)

Сюжет повести «Поезд особого назначения» основан на реальных событиях, происходивших в период Великой Отечественной войны во время подготовки Тегеранской конференции, на которой впервые встретились главы правительств, стран антигитлеровской коалиции.