Недавно я приобрёл настольную памятную медаль Кировского завода, на которой изображён неизвестный мне агрегат и надпись «Турбозубчатый агрегат ТС-3 для супертанкеров».
Я решил разобраться, что это за агрегат. И вот что я узнал. Кировский завод в 1951 г. начал производить турбозубчатые агрегаты или паротурбинные установки, используемые в судостроении в качестве двигателя для привода гребного винта.
Паротурбинная установка ТС-3 (ТС – турбины судовые) повышенной экономичности с высокими параметрами пара (конструктор А.Х. Старостенко) была построена на Кировском заводе специально для самого грандиозного проекта ЦКБ «Балтсудопроект» – проекта 1511, по которому в 1970-е годы было построено 6 супертанкеров, предназначенных для морских перевозок нефти. Первое судно получило название «Крым».
Характеристики супертанкера были рекордными для своего времени. Его размеры и дедвейт (сумма масс в тоннах переменных грузов судна: перевозимого полезного груза, а также топлива, масла, технической и питьевой воды, продовольствия, экипажа и пассажиров) рассчитывались на ЭВМ «Минск-22» с учётом прохода через проливы Босфор и Дарданеллы.
Супертанкер был заложен в 1971 г. , первоначально судно именовалось «Мир», но затем название изменили на «Крым».
В 1973 г. на Керченском судостроительном заводе «Залив» им. Б.Е. Бутомы было закончено строительство сухого дока с габаритами 354 на 60 метров и глубиной 11 метров, благодаря чему стало возможным создание супертанкеров. На заводе были введены новые поточные линии, технологии сварки и др.
Изготовленный на Кировском заводе новый турбозубчатый агрегат ТС-3 из-за больших размеров и массы был доставлен в Керчь из Ленинграда специальным судном вокруг Европы. Так как опыта создания супертанкеров в Советском Союзе не было, советской промышленностью было впервые разработано и изготовлено около 150 видов оборудования для супертанкера.
Гребной винт супертанкера был регулируемого шага, диаметром 8,5 метров в специально разработанной для крупнотоннажных судов осенесимметричной направляющей насадке.
9 апреля 1974 г. первое судно проекта 1511 – «Крым», построенное на Керченском судостроительном заводе «Залив», в рекордно короткие сроки, было спущено на воду.
Впервые в Советском Союзе было построено судно с с дедвейтом, превышающим 150 000 тонн.
1 января 1975 г. супертанкер «Крым» был приписан к Новороссийскому морскому пароходству, а ЦКБ «Балтсудопроект» за успехи в работе в 1975 г., к своему 50-летию, было награждено орденом Трудового Красного Знамени.
Следом за «Крымом», также в короткие сроки были построены супертанкеры «Кавказ», «Кубань», «Кузбасс». Несколько позднее ушёл на ходовые испытания «Кривбасс».
Последним в этой серии был супертанкер «Советская нефть». Все 6 супертанкеров проекта 1511 были приписаны к порту Новороссийска.
Несмотря на ускоренные темпы постройки и испытаний, все 6 супертанкеров оказались на удивление безаварийными, хотя авария на каждом из них могла привести к катастрофе, так как в 1970-е гг. танкеры строились по старой, не соответствующей нынешним экологическим нормам схеме. Современные же супертанкеры делают с двойным корпусом, с целью исключения загрязнения нефтью просторов мирового океана.
Габариты и технические параметры супертанкеров проекта 1511:
- длина - 295,08 м;
- ширина - 44,95 м;
- высота борта - 25,42 м;
- осадка – 17 м;
- дедвейт - 150500 тонн;
- мощность паротурбинной установки – 30 000 л.с.;
- скорость - 15,9 узлов;
- количество палуб – 1;
- количество переборок – 16;
- количество танков – 5;
- суммарный объем танков – 180660 куб.м;
- экипаж – 36 человек;
- дальность плавания – 25000 миль.
Планировалось выпустить 12 супертанкеров проекта 1511, но на 6-м судне производство прекратилось, в связи с вступлением в силу дополнительных протоколов (2 октября 1983 г.) к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78), согласно которым все вновь строящиеся танкеры должны иметь двойные борта и полностью изолированную от грузовых танков систему чистого балласта, чего на данных супертанкерах не было.
После распада Советского Союза супертанкеры принадлежали четырем владельцам. В 1989 году совместное российско-вьетнамское предприятие «Вьетсовпетро» купило судно «Крым» и заменило его название на «Чи Линь (Chi Linh)». Турбозубчатый агрегат ТС-3 супертанкера был законсервирован, а на нём были установлены современные дизель-генераторы, за трубой установили вертолётную площадку.
В настоящее время «Chi Linh» под флагом Вьетнама продолжает эксплуатироваться в качестве хранилища сырой нефти на нефтяном месторождении Бах Хо. Все остальные суда проекта 1511 были списаны в период с 1996 по 1998 год и проданы на металлолом в Бангладеш.
24 октября 2019 г. в городе Вунгтау экипаж судна «Chi Linh» торжественно отметил 30-летие эксплуатации супертанкера во Вьетнаме.
Несмотря на то, что «Chi Linh» является старым судном с большим количеством устаревшего оборудования, он хорошо показал себя в эксплуатации и обслуживании, всегда хорошо справлялся с поставленными задачами и выполнял производственные планы.
А российский флот в настоящее время пополняется танкерами производства Южнокорейских верфей: Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering, Hyundai Heavy Industries, Bohai Shipbuilding Heavy Industry и др .
Спасибо, что дочитали до конца, ставьте лайк (👍 - палец вверх), подписывайтесь на мой канал и делитесь своим мнением в комментариях.
Рекомендую посмотреть: