В моей коллекции появилась модель машины с названием КТ-12, которая является неотъемлемой частью журнала «Тракторы: история, люди, машины», выпуск №20, 2015 г., издательства ООО «Ашет Коллекция».
Чем же интересен КТ-12? Это был первый специализированный трелёвочный трактор не только в СССР, но и во всем мире. Он стал удачным опытом разработки и производства газогенераторных спецмашин – с двигателем, работавшем на дровах.
В связи с возросшими потребностями в древесине в послевоенные годы Лесотехническая отрасль требовала преобразований, а именно механизации заготовки леса. Многие операции выполнялись вручную или примитивными механизмами, что ограничивало объёмы производства.
В 1946 году в Ленинградской лесотехнической академии им. С.М. Кирова под руководством С.Ф. Орлова начались работы по созданию лесопромышленного трактора, основным назначением которого была трелёвка поваленных деревьев (транспортировка на погрузочную площадку за комли или вершины).
Ходовая часть машины была разработана на основе блока от трофейного немецкого артиллерийского тягача Raupenschlepper Ost (RSO), особенностями конструкции которого были катки большого диаметра и балансирная подвеска, позволяющие увеличивать дорожный просвет и приподнимать узлы катков от поверхности грунта.
Проект артиллерийского тягача RSO был разработан инженерами концерна Штайр-Даймлер-Пух под руководством профессора Ф. Порше в 1942 г. по образу советского артиллерийского гусеничного тягача СТЗ-5 (1937-1942 гг.) на базе агрегатов грузового автомобиля Steyr 1500. RSO предназначался для использования на Восточном фронте.
Прототип трелёвочного трактора, изготовленный в конце 1946 г. прошёл испытания, по результатам которых конструкторскому бюро ленинградского Кировского завода во главе с главным конструктором завода Ж.Я. Котиным, в тесном взаимодействии со специалистами ЛТА им. С.М. Кирова и ЦНИИМЭ (Центрального научно-исследовательского института механизации и энергетики лесной промышленности), было рекомендовано приступить к разработке проекта уже серийного трактора.
В начале 1947 г. был создан опытный образец трактора с газогенераторной установкой и шестицилиндровым карбюраторным двигателем ЗИС-21А мощностью 25,7 кВт (35 л. с.).
В апреле 1947 г. было принято решение Совета Министров СССР «Об изготовлении опытных образцов и организации производства трелёвочных тракторов на Кировском заводе в г. Ленинграде». На заводе проект был зарегистрирован под индексом КТ-12, что означает «Кировский трелёвочный, 12-я модель», считая от трактора «Фордзон-Путиловец» (1924 г.).
Первая опытная партия из десяти трелёвочных тракторов КТ-12 была собрана к ноябрю 1947 г. Пять тракторов во время демонстрации 7 ноября 1947 г. прошли в праздничной колонне Кировского завода по Дворцовой площади.
В апреле 1948 г. решением Государственной комиссии трактор КТ-12 был рекомендован к серийному выпуску. То, что КТ-12 был разработан и поставлен на серийный выпуск в рекордно короткие сроки, является заслугой главного конструктора Кировского завода Ж.Я. Котина.
2 июня 1948 г. «За создание нового трактора для трелёвки леса» конструкторы Кировского завода: Ж.Я. Котин (главный конструктор), Л.Е. Сычев, Н.В. Курин, Ф.А. Маришкин, В.А. Каргаполов, а также С.Ф. Орлов (ЛТА им. С.М. Кирова) и А.В. Фролов (Гипролесмаш) были удостоены званий лауреатов Сталинской премии.
В январе 1949 г. КТ-12 начал выпускаться серийно. Серийный КТ-12 воплотил в себе основные качества, позволяющие осуществлять трелёвку древесины, кроме того он мог осуществлять сбор хлыстов или деревьев лебёдкой, смонтированной за кабиной, погрузку сформированного пакета при помощи щита. У советских лесорубов КТ-12 получил шутливое прозвище «котик» .
Первый в мире трелёвочный трактор КТ-12 работал на древесных чурках. Применение двигателя ЗИС-21А с газогенераторной установкой, располагавшейся за кабиной, было вызвано трудностями обеспечения отдаленных лесосек дефицитным в то время жидким топливом.
Уже в 1930-х гг. в СССР был налажен серийный выпуск газогенераторных автомашин и проведено несколько автопробегов из Москвы: в Ленинград, Среднюю Азию и на Дальний Восток с их участием, чем была доказана возможность успешного использования газогенераторных установок как в летних, так и в зимних условиях.
Мощность КТ-12 была небольшой, но он обладал отличной проходимостью, что позволяло трелёвочному трактору хорошо справляться со своими обязанностями, вывозя на своем щите стволы деревьев с делянок к дорогам или на погрузочные площадки.
Кировский завод серийно выпускал КТ-12, но сил на ремонт этих машин у предприятия не хватало, в связи с чем, эта функция была передана петрозаводскому Онегзаводу, а вскоре и само серийное производство КТ-12 по решению правительства было передано Минскому тракторному заводу, где КТ-12 выпускали с 1951-го по 1956 гг.
Внедрение в лесотехническую промышленность специализированных трелёвочных тракторов КТ-12 дало большой экономический эффект. Их применение значительно повысило уровень механизации трелёвки с 5,6 % в 1940 г. до 29 % в 1950 г.
Техническое обслуживание и эксплуатация газогенераторных машин были очень сложными. Газогенераторная установка часто требовала капитального ремонта, да и дрова для неё подходили не всякие, нужно было учитывать тип древесины, её влажность и размеры чурок.
Минские инженеры в конструкцию КТ-12 постоянно вносили усовершенствования, касающиеся увеличения его надёжности и срока службы. Новая модификация КТ-12А (1955 г.) получила более совершенный газовый двигатель ГД-30 и увеличенную раму. Но мощность трактора уже не соответствовала требованиям времени.
В дальнейшем газогенераторные машины распространения не получили, их выпуск был прекращен, а на смену им в начале 1956 г. пришли более мощные трелёвочные тракторы ТДТ-40 с дизельными двигателями.
Спасибо, что дочитали до конца, ставьте лайк (👍 - палец вверх), подписывайтесь на мой канал и делитесь своим мнением в комментариях.
Рекомендую посмотреть: