Обувь
Да как Ивановна Лизавета
Да хорошо, бодро сряжается.
Да она на ножки да надевала
Да она сафьяновы сапожки.
Праздничной считалась кожаная обувь – коты, выступки, чарки, сапожки, парижки и т. д. Котами, выступками, чарками назывались туфли черного цвета на высокой подошве с круглыми носками и широкими невысокими каблуками. Их украшали спереди красным и желтым сафьяном, вышивкой, бисером, а на заднике – тисненой кожей. Каблуки подбивали металлическими подковками, чтобы они меньше снашивались и красиво постукивали – «цокали» во время ходьбы или пляски. Коты, выступки и чарки друг от друга отличались только некоторыми деталями. Выступки зашнуровывались кожаными ремешками вдоль небольшого разреза спереди. Чарки имели по верхнему краю красную суконную опушку, в которую пропускался кожаный ремешок, стягивавший обувь у щиколотки. Коты привязывались к ноге ремешком, продернутым через петлю на заднике.
Я куплю Марьюшке коты,
Коты мазаные,
Чулки вязаные,
До порога не дошел –
Поцелуй себе нашел.
В южной части Европейской России девушки могли выходить на гулянье и в нарядных – «писаных» – лаптях. Их выплетали из очень узких полосок лыка разнообразными узорами, украшали бисером и разноцветной тесьмой, вплетавшейся вместе с лыком. Лапти прикрепляли к ноге плетенными, вязанными, тканными из шерсти оборами, которые пропускались в петлю на заднике и обвивали голень крест-накрест почти до колена.
Сапожки, карпетки и парижки имели голенище. У сапожек оно было высокое, кожаное, «в гармошку», то есть с горизонтальными сборками. Сапожки украшали по каблуку, по краю подошвы, иногда по носку медными заклепками, по голенищу – сафьяновыми полосами-лентами красного, зеленого, желтого цветов и по кромке – гарусными красными кисточками. Карпетки (вязанки) отличались от сапожек тем, что голенища были вязанными из цветного гаруса, на войлочной подкладке. Их обшивали по верхнему краю позументом, штофным шелком, зашнуровывали сверху на гарусные веревочки с кисточками. Парижки, модные в Архангельской и Вологодской губерниях, были разновидностью карпеток, но на более мягкой кожаной подошве и с коротким голенищем.
Зимней обувью были сапожки или валенки (катанки, пимы, сапоги валяные) серого, коричневого, черного цветов. Богатые девушки на Урале и в Сибири в праздничные дни щеголяли в белых валенках с красной вышивкой.
Кожаную обувь носили с чулками, вязанными крючком или иглой из шерстяных, льняных, хлопчатобумажных нитей. Их изготавливали длиной до колена или чуть выше, без пятки, и закрепляли на ноге круглыми подвязками. Чулки были, как правило, белого, серого цветов или белыми в черную горизонтальную полосочку, но в некоторых селах Русского Севера, Поволжья и Алтая девушки любили «писаные» чулки, то есть связанные из разноцветной шерсти. С лаптями обычно носили онучи – из белого холста или черной шерстяной ткани, которыми обматывали ступню и голень.
У поповой дочки
Красненьки чулочки,
Синеньки подвязки,
Голубые глазки.