Найти тему

Социальный Кодекс – переход от вечного строительства социального государства к его реализации

Принципиальная позиция Российской партии пенсионеров за социальную справедливость о необходимости формирования новых принципов предоставления социальной поддержки гражданам страны, о постановке новых актуальных целей и задач, упорядочении действующего и формирование нового понятийного аппарата поддержана научным и экспертным сообществом в ходе научно-практических конференций и круглых столов.

На сегодняшний день социальные отношения в Российской Федерации регулируются огромным массивом нормативных правовых актов. Существуют различные целевые социальные законы, посвященные защите детей, безработных, инвалидов, ветеранов и других категорий населения. При этом федеральные законы дополняются еще и значительным числом подзаконных актов, а также актов субъектов Российской Федерации. В действительности между этими актами нередко имеются определенные противоречия, многие из них дублируют положения друг друга, а некоторые, принятые в качестве актов СССР, совсем не соответствуют современным реалиям.

Партия пенсионеров убеждена, что существующая сегодня законодательная база социального обеспечения страдает очевидными изъянами, поскольку содержит огромный массив противоречивых и несовершенных нормативно-правовых актов, требующих систематизации и обновления. Большинство из принятых правовых актов концептуально не едино, нередко противоречит друг другу, зачастую носит заявительный характер. Что в итоге приводит к резкому снижению качества обеспечения большинства категорий нуждающихся лиц на фоне относительно благополучного положения значительно меньшей части членов нашего общества. В выигрыше остаются только нерадивые чиновники и депутаты, имитирующие бурную законотворческую деятельность.

В связи с этим Партия пенсионеров настаивает на разработке и принятии Социального кодекса, способного оказать существенное влияние на качественное состояние социального обеспечения в нашей стране.

По мнению партии, необходимость утверждения Социального кодекса вытекает из принципов социального государства, зафиксированных в статье 7 Конституции Российской Федерации. Согласно этой правовой норме общественное развитие должно базироваться на основе социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности.

Иными словами, функцию социальной защиты населения должны обеспечивать все государственные органы и все должностные лица без исключения на вверенных им участках работы. Отсюда появляется триада: функции государства – функции специализированных органов социальной защиты – функции гражданского общества. Их главная задача – обеспечить единство общества и государства.

Мировой опыт свидетельствует о том, что кодифицированные нормативные правовые акты, каким следует считать Социальный кодекс, принимаются для регулирования наиболее значимых для государства областей общественной жизни и им отдается приоритет в правоприменительной деятельности. Утверждение Социального кодекса обеспечит возможность объединения, раздельно функционирующих сегодня норм кодекса и норм иных источников права в одном акте норм, регулирующим весь комплекс отношений по социальному обеспечению. Это позволит определить законодательную базу социального обеспечения, его соотношение с международными нормами и принципами, указать источники финансирования социального обеспечения, закрепить структуры органов управления социальным обеспечением и процедуры обжалования их решений, и многое др. Кроме того, это станет основой преодоления существующей сегодня дифференциации уровня социального обеспечения граждан, проживающих в различных регионах страны с разными экономическими возможностями.

Важно, что Социального кодекс в противовес декларативности многих положений социальных законов закрепит реальный механизм реализации существующих сегодня социальных гарантий, с возможностью мобильно подстраиваться под изменяющиеся социальные отношения.

Научное сообщество поддержало точку зрения Партии пенсионеров, утверждающей, что принятие Социального кодекса способно вывести социально-обеспечительные отношения на более высокий уровень нормативно-правового регулирования. Это, в свою очередь, даст возможность простым людям с большей наглядностью убедиться в истинных намерениях власти, ее стратегии в деле обеспечения пенсионеров, малоимущих и других категорий граждан. Исполнительная власть будет вынуждена ограничить свою нормотворческую деятельность в виде всевозможных инструкций, разъяснений, телефонограмм, писем, многие из которых по своей природе не являются нормативными правовыми предписаниями, но в практической деятельности порой подменяют действующее законодательство.

Как рассказал заместитель Председателя Центрального совета Партии пенсионеров Владимир Ворожцов в Социальном кодексе будет прописано — сначала кому, как, за что и почему государство платит в части социальных выплат, какие меры поддержки, кому и на основании чего они положены, а дальше по порядку: пособие по рождению и родам, уходу за детьми, социальная защита, пенсионная часть и даже ритуальное пособие. «Это будет сквозной документ. Почему его не делают? Да потому, что это на самом деле настоящая социальная революция, которая полностью переворачивает систему социального государства, уводя ее из бесконечного процесса к результату. Поэтому этой работы так сильно боятся нынешние парламентские партии. Тогда социальная поддержка населения из подачки государства отдельным категориям граждан превращается в его важнейшую функцию. Если мы сможем запустить хотя бы этот документ, то уже это будет непреходящей заслугой Партии пенсионеров», – заявил Владимир Ворожцов.