Хотите, чтобы ученики слушали вас внимательно, учебный материал принимали с энтузиазмом, а затем стремились поскорее осмыслить, пересказать и воплотить в жизнь? Это уже давно удаётся спикерам TED.
TED (от англ. technology, entertainment, design) — конференции, на которых уникальные специалисты и успешные люди делятся своими идеями. Собственно, так и звучит слоган: ideas worth spreading . TED ежегодно проходят в Канаде (прежде в США), а TEDx — региональные конференции — по всему миру.
Расскажем, как они добиваются того, чтобы во время выступлений перед большой аудиторией «всё пошло так». А в конце поделимся подборкой лекций TED, которые будут особенно полезны педагогам.
1. Захватите внимание сразу
У вас не более минуты, прежде плюс-минус все ученики (или даже один-единственный) потеряют интерес к теме. Дальше получение знаний будет проходит под девизом «потому что надо». Спикеры TED всегда начинают выступления так, чтобы удивить, вовлечь или даже слегка шокировать слушателей — с помощью интересной цифры, необычного факта или истории из личного опыта.
2. Визуализируйте либо главное, либо интересное
Ни один спикер TED не читает собственную презентацию — в большинстве случаев, потому, что читать там нечего. Визуал по время знакомства с новой темой, безусловно, должен быть ярким и/или забавным — но он лишь дополняет речь. Именно поэтому все внимание получает выступающий, а не то, то происходит у него за спиной.
3. Будьте экстра-эмоциональны и сверх-экспрессивны
В общении один на один важна естественность, отсутствие фальши и наигранности, поэтому даже живые, эмоциональные люди приглушают голос, меньше жестикулируют и сдержанно смеются.
Но когда мы выступаем перед большой аудиторией или ведём урок «сквозь экран» — выразительность жестов и мимики словно приглушается, поэтому придется вести себя более нарочито, говорить и жестикулировать больше обычного, активнее перемещаться перед слушателями (если есть такая возможность).
4. Дозируйте информацию
От больших объемов нового — пусть даже интересного и полезного — мозг устаёт, и внимание рассеивается. Недаром длина выступлений на конференциях TED, за редкими исключениями, составляет до 18 минут.
Обычный урок длится дольше, и педагогу придётся разбить его хотя бы на 3 примерно одинаковых, насыщенных информацией блока, — между которым неизбежны передышки, физические разминки или, если есть повод, тематические шутки. Кстати, о шутках...
5. Используйте поводы вызвать улыбку
Юмор отвлекает от желания покритиковать, снимает напряжение, поднимает моральный дух и помогает делиться информацией, которая сложна для восприятия. Вы не найдёте буквально ни одного выступления TED, на котором спикер не попытался бы пошутить хотя бы 3-4 раза (за пресловутые 18 минут).
Учителю не обязательно воспитывать в себе стендап-комика или запоминать подростковые гэги. Достаточно не быть постоянно серьезным. Если сложно подобрать или придумать шутки по теме — иронизируйте! Это проще, но тоже работает.
6. Рассказывайте истории
Примеры из жизни укрепляет доверие, а ученики, которые доверяют своим учителям, задают вопросы и усердно работают. Используйте истории и примеры из жизни, чтобы превратить абстрактные понятия в осязаемые и запоминающиеся идеи, которые захотят усвоить. Иначе говоря, отвечайте на вопрос « и зачем мне это знать? » ещё до того, как он прозвучит.
Важный нюанс: если рассказываете что-то о себе, то подберите историю или пример, который будет в чем-то нелестным для вас: что-то не получилось, пошло не так, вы ошиблись и т.п. Смело иронизируйте над этим опытом — и можете быть уверены, что история не получится нравоучительной, а ученики вынесут из неё суть (вместо ощущения « вот опять встал на пьедестал и похвастался »).
7. Взаимодействуйте
Казалось бы, спикеры TED приходят на конференции рассказывать о своем уникальном опыте, делиться экспертизой, «просвещать»… Но вместо того, чтобы отправлять информацию «в один конец», они делают всё от них зависящее, чтобы вовлечь слушателей: пусть диалог невозможен, но хотя бы выразить реакцию появляется возможность у каждого.
«Голосовалки» с поднятыми руками, повторение движений за спикером, кивки головой — всё идёт в ход. Особенно успешны выступления, в которых спикерам удаётся придумать что-то необычное.
8. Делайте паузы
Паузы обладают особенной силой. Они привлекают внимание слушателей в тому, что только что прозвучало, и к тому, что вскоре прозвучит. Паузы позволят вашим ученикам поразмышлять над новой информацией, найти своё место в ней и место для неё в своей картине мира. Потребуются эксперименты: паузы должны быть той идеальной длины, которая не позволит отвлечься на что-то другое.
9. Ищите то, что именно вам интересно
Большинство спикеров TED говорят на популярные и общеизвестные темы (за исключением, может, специалистов по квантовой физике или редким языкам). Но каждый спикер находит в своей теме то, разобраться в чём изначально интересно ему самому. А слушатели становятся как бы наблюдателями этого процесса. И это цепляет! Мы завороженно следим за ходом мыслей и заражаемся эмоциями, страстью спикера к его теме.
Учителя ограничивает учебная программа. Но найти в каждой теме какой-то аспект, который вас мельком удивил, порадовал, расстроил или вдохновил — вполне возможно.
10. Принимайте помощь и обратную связь
Кажется, выступать на конференциях TED так легко! Пришёл, поздоровался, сказал что-то интересное, все аплодируют стоя… На самом деле спикеры несколько дней репетируют и делают прогон за прогоном: сначала с коучем по ораторскому мастерству, иногда присоединяется психолог (чтобы помочь избавиться от страхов или синдрома самозванца). Отрепетированное и готовое выступление смотрит режиссёр мероприятия со своей командой, и порой после просмотра приходится полностью менять структуру или подачу.
Но именно благодаря свежему взгляду со стороны и честной обратной связи от экспертов в выступлениях даже у спикеров-новичков всё получается хорошо. Если у вас на примете есть люди, которых вы уважаете как педагогов и которые могут иногда присутствовать на ваших уроках, — зовите их почаще (и не обижайтесь на тактичную критику ;)
Бонус: лучшие лекции TED для учителей
- «Неожиданное преимущество празднования неудачи» (Астро Теллер)
- «Каждому ребенку нужен наставник» (Рита Пирсон)
- «Как превратить стресс в друга» (Келли МакГонигал)
- «Как говорить так, чтобы другим хотелось слушать» (Джулиан Трежер)
- «Научите учителей создавать магию» (Кристофер Эмдин)
- «Красота визуализации данных» (Дэвид МакКэндлесс)
- «Как контролировать свое личное время» (Лора Вандеркам)