12,3K подписчиков

Память, которую не стереть. Дневник Тани Савичевой

9,9K прочитали

Проезжая каждый раз мимо этого места я чувствую, как у меня бегут мурашки по коже. Была неприятно удивлена, когда совсем недавно в разговоре с одной из сотрудниц я услышала, что она не знает кто такая Таня Савичева. Я родилась от Ленинграда за 2000 км - знаю, а человек, родившийся здесь - нет. Видимо начинают сказываться недостатки нашего нового школьного образования. Понятно, что сейчас иное время, воспоминания стираются, но есть то, что забывать просто нельзя. Очень надеюсь, что статью прочитает хоть несколько человек и возможно кто-то впервые услышит эту историю и узнает об этом месте.

Березовая роща
Березовая роща

Про дневник Тани Савичевой я узнала еще будучи третьеклассницей. Навсегда запомнила рассказ учительницы о блокаде Ленинграда. Тогда мы всем классом сидели тихо и боялись даже пошевелиться. Спустя сорок с лишним лет я до сих пор помню этот урок и то чувство горя и боли, которое было в словах преподавателя.

Но вернемся в наше время и отправимся во Всеволожский район Ленинградской области, а точнее на третий километр Дороги жизни, соединяющий Санкт-Петербург и Ладожское озеро. Именно здесь располагается мемориальный комплекс, созданный в память о погибших детях во время 900-дневной блокады Ленинграда.

"Цветок жизни"
"Цветок жизни"

В 1968 году здесь был установлен памятник в виде гигантской бетонной ромашки. На цветке высечены слова из известной всем детской песни «Пусть всегда будет солнце», а на одном из лепестков изображено лицо улыбающегося школьника. В годы блокады детям наравне со взрослыми пришлось пережить все ужасы войны: бомбежки, голод, холод, смерть близких. И это не всё… Совсем ещё дети, не только учились, но и принимали активное участие в строительстве оборонительных сооружений, работали, тушили пожары, дежурили на смотровых вышках, носили воду из прорубей, ухаживали за ранеными..

Рядом с монументом располагается березовая роща. В ней было высажено ровно 900 деревьев в память о 900 днях блокады.

Проезжая каждый раз мимо этого места я чувствую, как у меня бегут мурашки по коже.-3

Все они повязаны красными пионерскими галстуками. По официальным данным точное число дней блокады 872, но чаще используется цифра 900. Возможно, стихотворение блокадной поэтессы Ольги Берггольц положило начало широкому распространению этого числа. Ольга Федоровна в то время работала на ленинградском радио, и именно ее голос слышали все в эфире: «Внимание! Говорит Ленинград! Слушай нас, родная страна. У микрофона поэтесса Ольга Берггольц»

А вот и строки из её стихотворения написанного в апреле 1944 года:

Тихо-тихо. Небо золотое.

В этой долгожданной тишине

Мы пройдем по Невскому с тобою,

По былой «опасной стороне».

Как истерзаны повсюду стены!

Бельма в каждом выбитом окне.

Это мы тут прожили без смены

Целых девятьсот ночей и дней…

Проезжая каждый раз мимо этого места я чувствую, как у меня бегут мурашки по коже.-4

От цветка идет аллея с каменными стелами.

Аллея Дружбы
Аллея Дружбы

Она появилась в 1970 годах. На стелах увековечены имена юных героев блокадного Ленинграда.

Проезжая каждый раз мимо этого места я чувствую, как у меня бегут мурашки по коже.-6

По аллее выходим к небольшой возвышенности. Здесь в 1975 году был открыт Траурный курган, на котором установлены восемь стел выполненных в виде страниц с высеченными словами из дневника Тани Савичевой.

Проезжая каждый раз мимо этого места я чувствую, как у меня бегут мурашки по коже.-7

Дневник обнаружили в личных вещах Тани уже после того как её больную эвакуировали из блокадного города.

Таня Савичева, фото из открытого источника
Таня Савичева, фото из открытого источника

В тот год, когда началась война, Таня закончила 3 класс и жила в Ленинграде на Васильевском острове. В дневнике всего несколько страниц.. Вела его Таня в 1941-1942 годах. Первоначально это была записная книжка ее сестры Нины, в неё она вносила пометки для своей работы.

Первую запись одиннадцатилетняя Таня Савичева сделала 28 декабря 1941 года. Начиналась она на странице с буквой «Ж». В этот день умерла её сестра Женя. Она работала на заводе и регулярно ходила на пункт переливания сдавать кровь для раненых. Когда зимой 1941 года в Ленинграде остановился весь общественный транспорт, и улицы занесло сугробами, ей приходилось каждый день проходить пешком до работы около 7 километров. Однажды она не пришла на работу и сестра Нина пошла навестить Женю. Женя умерла на руках у сестры. Так появилась запись: «Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра…»

Страницы из дневника
Страницы из дневника

В январе 1942 года бабушке Тани поставили диагноз третья степень дистрофии. Срочно нужно было начать лечение, но бабушка отказалась от госпитализации, ссылаясь на то что больницы и так переполнены. Она ушла из жизни 25 января 1942.

Следующим после бабушки от дистрофии умер 24-летний Леонид, он работал на Адмиралтейском заводе. Лёка как его ласково звали в семье умер 17 марта.

Проезжая каждый раз мимо этого места я чувствую, как у меня бегут мурашки по коже.-10

В апреле не стало дяди Васи, а в мае – дяди Леши. А всего через три дня после них умерла мама девочки.

Проезжая каждый раз мимо этого места я чувствую, как у меня бегут мурашки по коже.-11

13 мая 1942 года Таня оставила в своем дневнике три последних записи – «Савичевы умерли», «Умерли все», «Осталась одна Таня»

Проезжая каждый раз мимо этого места я чувствую, как у меня бегут мурашки по коже.-12

Проезжая каждый раз мимо этого места я чувствую, как у меня бегут мурашки по коже.-13

С похоронами мамы помогли соседи. Сшили мешок для тела, раздобыли тележку… Читаешь сроки из документальных свидетельств очевидцев и становится жутко и больно:

«Таня пойти с нами не могла – была совсем слаба. Помню, тележка на брусчатке подпрыгивала, особенно когда шли по Малому проспекту. Завернутое в одеяло тело клонилось набок, и я его поддерживала. За мостом через Смоленку находился огромный ангар. Туда свозили трупы со всего Васильевского острова. Мы занесли туда тело и оставили. Помню, там была гора трупов. Когда туда вошли, раздался жуткий стон. Это из горла кого-то из мертвых выходил воздух… Мне стало очень страшно»

Так Таня осталась одна. В августе её и еще 125 детей из блокадного Ленинграда эвакуировали на территорию современной Нижегородской области, в поселок Шатки, а далее в поселок Красный бор. Два года врачи боролись за жизнь девочки, но последствия голода дали о себе знать во всем организме. У девочки был туберкулез, цинга, постоянные головные боли и она очень быстро начала терять зрение. Её перевели в дом инвалидов, где она и скончалась 1 июля 1944 года. Девочка не знала о том, что её сестра Нина и брат Миша выжили.

Нина 28 февраля 1942 года не вернулась домой. В тот день был сильный артобстрел, и Савичевы посчитали что она погибла. Нина же была спешно эвакуирована вместе с предприятием, где она работала через Ладожское озеро на Большую землю. Во время эвакуации она заболела, попала в больницу, а оттуда в Калининскую область. А так как связи с Ленинградом не было, она не смогла сообщить семье. При первой же возможности написала близкому другу семьи и попросила проведать родных. Но он тоже находился в эвакуации, и письмо получил не сразу. Нина до последних дней своей жизни жила в Санкт-Петербурге, где и умерла в феврале 2013 года в возрасте 94 лет. Именно Нина обнаружила записную книжку.

Старший брат Миша воевал на фронте и был партизаном, поэтому от него не было долгое время вестей. Во время боев был тяжело ранен и позже отправлен на лечение в уже освобожденный Ленинград.

В дневнике сестру Нину и брата Мишу Таня так и не записала, возможно надеялась, что они живы.

Дневник Тани Савичевой стал свидетельством ужасов тех страшных блокадных дней и одним из вещественных документов, подтверждающих зверства фашистов.

Проезжая каждый раз мимо этого места я чувствую, как у меня бегут мурашки по коже.-14

Вечная память погибшим и отдавшим жизни в борьбе с фашизмом...

История о крысах, войне и доброте