Нематериальный актив бизнеса - экспертиза сотрудников, взаимоотношения с клиентами, позиционирование бренда на рынке, цифровые (оцифрованные) активы и т.д. Этот тот самый актив, который можно использовать для новых, прорывных решений. И очень важно применять навык работы с нематериальным активом, когда вы выстраиваете цепочку ценностей Value chain, помогающую найти эти самые решения и выстроить цифровую стратегию бизнеса.
Возьмем, например, кинотеатр IMAX. Нематериальный актив этого бизнеса – это не помещение в центре города, не какие-то физические вещи.
Например, это, «экспертиза» - мудрость, навык, это знание рынка, знание индустрии, понимание того, что интересует людей, понимание предпочтений, вкусов клиентов.
Если вы накопили какой-то нематериальный актив, этот актив можно коммерциализировать.
Администратор, привыкший мыслить в парадигме supply chain, обычно нематериальный актив не видит.
Этот навык умение использовать нематериальный актив – нужно тренировать.
Например, какой нематериальный актив может быть в клиентских банковских отделениях по всей стране?
Отношение к клиенту и взаимодействие с ним!
У маленького отделения, в небольшом месте 50-55% клиентского потока повторяется - бабушки, дедушки, условно. Есть некоторые люди, которые часто заходят в клиентское отделение. Так вот знание этих людей по именам, человеческие взаимоотношения между ними, чтобы мы друг друга узнавали – это крутой нематериальный актив. Если вы его используете – прекрасно!
В России часто не используют. Потому что в России из клиентского отделения HR делали карьерный рост, то есть человек не задерживается в одном отделении надолго.
Этот нематериальный актив, этих людей, постоянных клиентов можно использовать в хорошем смысле для того, чтобы им продавать что-то еще, продвигать какие-то другие продукты банка. Но для этого нам надо признать, что этот актив существует. И нам надо начать его развивать, то есть начать его измерять, то есть смотреть, насколько мы выстроили взаимоотношения. И это отдельный разговор, как мы будем мерить. Это уже не просто NPS.
Например, мы требуем от сотрудников знания наших клиентов в лицо. Собираем их раз в неделю, прогоняем по всей базе и говорим: «Расскажи нам про этого человека. Что ты про него знаешь? Что у него с семьей? Что у него то? Что у него это?». Совсем необычная история? Нарабатывающаяся годами.
Умение видеть нематериальный актив в конкретной цепочке создания ценностей – один из необходимых навыков.
Нематериальный актив в кинотеатре - это какой-то старичок, который отбирает контент, который в первую очередь попадет под сокращение в кинотеатре IMAX благодаря новому менеджеру, который вообще его не увидит.
Или это какая-то молоденькая девчонка-студентка, которая проверяет билетики, заигрывает со всей молодежью, и вся молодежь благодаря этой девчонке ходит в этот кинотеатр.
А новый менеджер скажет: «Ты чего тут устроила? Ну-ка давай, уйди от этого».
Опа! Он пропустил нематериальный актив!
Да, молодежь все время ищет друг друга. Кинотеатры – это тоже место для поиска себе пары.
Надо уметь это чувствовать, чувствовать нематериальный актив, чтобы не быть администратором.
Нужна помощь в цифровой трансформации и построении цифровой стратегии? Обращайтесь!
Мы всегда на связи: Telegram, сайт, info@neuromap.tech.