Найти тему
Познавательно!

Обществознание: Индивид, индивидуальность, личность

Оглавление
«Ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека»
А.Пьерон

Индивид – это человек как отдельное биосоциальное существо в среде других людей, т.е. единичный представитель человеческого рода.

  • Понятие «индивид» употребляется:
  • - для обозначения всякого представителя человеческого рода;
  • - индивид не просто один, а всегда «один из нас».

Личность

Личность – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
  • Личностью становятся в процессе социализации.
  • Социализация – осуществляющийся на протяжении всей жизни индивида процесс воздействия на него общества, в результате которого люди накапливают социальный опыт, усваивают социальные нормы и духовные ценности.

Психологи склонны признавать за всеми людьми право называться личностью.

Но!!!

  1. Ребенок, подросток, юноша – это формирующаяся личность.
  2. Психически неполноценный человек – «патологическая», «аномальная» личность .
  3. Преступник (признанный психически здоровым) – асоциальная личность.
  • Зрелая личность характеризуется:

а)целостностью (человек в разных условиях ведет себя предсказуемо)

б)иерархичностью (способен управлять своими биологическими потребностями)

в)всегда занимает активную жизненную позицию

г)влияет на рост и развитие других людей

  • Индивидуальность – целостная характеристика определенного человека через его

- темперамент

- характер

- потребности

- способности

- интересы

- интеллект

Это неповторимое своеобразие проявлений человека, с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения и т.д.

Структура личности

Социальный статус (место человека в системе общественных отношений)
Социальная роль (образ поведения, одобренный нормативно и соответствующий социальному статусу)
Направленность (потребности, интересы, социальные установки, мотивы поведения)

  • 1 уровень представлен компонентами личности, которые определяются биологическими свойствами: темпераментом, особенностями, связанными с полом и возрастом.
  • 2 уровень включает личностные особенности протекания психических процессов (восприятия, мышления и т.д.). Он обусловлен и биологическими, и социальными факторами.
  • 3 уровень обусловлен преимущественно социальными факторами. Состоит из привычек, умений, навыков и знаний личности.
  • 4 уровень имеет исключительно социальную обусловленность и представлен такими характеристиками личности, как убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания.

Структура личности по З.Фрейду

  • Ид – примитивные, инстинктивные аспекты личности.
  • Эго – часть психики, ответственная за принятие решений.
  • Супер-Эго – совесть и идеал.