«Ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека»
А.Пьерон
Индивид – это человек как отдельное биосоциальное существо в среде других людей, т.е. единичный представитель человеческого рода.
- Понятие «индивид» употребляется:
- - для обозначения всякого представителя человеческого рода;
- - индивид не просто один, а всегда «один из нас».
Личность
Личность – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
- Личностью становятся в процессе социализации.
- Социализация – осуществляющийся на протяжении всей жизни индивида процесс воздействия на него общества, в результате которого люди накапливают социальный опыт, усваивают социальные нормы и духовные ценности.
Психологи склонны признавать за всеми людьми право называться личностью.
Но!!!
- Ребенок, подросток, юноша – это формирующаяся личность.
- Психически неполноценный человек – «патологическая», «аномальная» личность .
- Преступник (признанный психически здоровым) – асоциальная личность.
- Зрелая личность характеризуется:
а)целостностью (человек в разных условиях ведет себя предсказуемо)
б)иерархичностью (способен управлять своими биологическими потребностями)
в)всегда занимает активную жизненную позицию
г)влияет на рост и развитие других людей
- Индивидуальность – целостная характеристика определенного человека через его
- темперамент
- характер
- потребности
- способности
- интересы
- интеллект
Это неповторимое своеобразие проявлений человека, с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения и т.д.
Структура личности
Социальный статус (место человека в системе общественных отношений)
Социальная роль (образ поведения, одобренный нормативно и соответствующий социальному статусу)
Направленность (потребности, интересы, социальные установки, мотивы поведения)
- 1 уровень представлен компонентами личности, которые определяются биологическими свойствами: темпераментом, особенностями, связанными с полом и возрастом.
- 2 уровень включает личностные особенности протекания психических процессов (восприятия, мышления и т.д.). Он обусловлен и биологическими, и социальными факторами.
- 3 уровень обусловлен преимущественно социальными факторами. Состоит из привычек, умений, навыков и знаний личности.
- 4 уровень имеет исключительно социальную обусловленность и представлен такими характеристиками личности, как убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания.
Структура личности по З.Фрейду
- Ид – примитивные, инстинктивные аспекты личности.
- Эго – часть психики, ответственная за принятие решений.
- Супер-Эго – совесть и идеал.