Найти в Дзене
ProTанки

"Бесполезная победа" Воспоминания Гейнца Гудериана о танковом блицкриге под Смоленском летом 41-го

И так, после того как в начале июля 41-го года отдельные части 2-й танковой группы форсировали Днепр и закрепились на его правом берегу открылась дорога на Смоленск. Как вспоминал Гейнц Гудериан 14 июля он приказал частям 46-го корпуса вместе с частями 2-й дивизии СС “Дас Райх” обеспечить свой южный фланг наступление на Горки.

-2
-3

Тем временем, как вспоминал Гудериан русские отходили к Смоленску постепенно, несколькими колоннами. За ними чуть ли не обгоняя отступающие войска следовали части 29-й моторизированной дивизии. В итоге, это позволило ей 16 июля (советским источником 17 июля) овладеть Смоленском, и, казалось бы, все закончено, но нет. В этот же день была произведена перегруппировка Красной армии, как пишет Гудериан, и добавляет что “русские будут продолжать свои попытки остановить наше наступление”.

Гейнц Гудериан и командующий 3-й танковой дивизией Вальтер Модель
Гейнц Гудериан и командующий 3-й танковой дивизией Вальтер Модель
-5

Тем не менее, Гудериан приказывал наступать своим войскам дальше. Тем временем, на правый фланг 24-го танкового корпуса наседали части Красной армии, и 18 июля пришлось перекидывать части 17-й танковой дивизии для отражения русских атак. Эти бои оказались настолько упорными, что немцы потеряли начальника 17-й тд Риттера фон Вебера. Но, если у 24-го корпуса дела были не очень, то части 46-го корпуса разбили части РККА под Ельней. Не прошло и нескольких дней, как части РККА и там начали свои контратаки, не забывая при этом о Смоленске. В целом же Гудериан в основном пишет о тяжелых боях, которые начались со второй половины июля 41-го.

-6
-7

Впрочем, его блицкриг постепенно останавливался, хоть и Гудериан об этом явно не писал. Это связано с упорными боями под Ельней, которые кипели практически две недели, и не давали Гудериану наступать севернее Смоленска. Тем не менее, 27 июля по сути закончился первый этап Смоленского сражения, в котором немецкий блицкриг удался, однако как пишет Гудериан: “Я ожидал что получу приказание наступать в направлении на Москву или хотя бы на Брянск, однако к моему удивлению Гитлер приказал наступать на Гомель”. Возмущению Гудериана не было предела, ибо он сам пишет что буквально несколько дней назад у командования сухопутных войск были совершенно иные планы.

-8
-9

Такой удачный, несмотря ни на что блицкриг в итоге закончился тем, что пришлось остановиться, взяв “ворота на Москву”. 29 июля Гудериан встречается с шеф-адъютантом Гитлера полковником Шмундтом, через которого пытается убедить Гитлера и дальше наступать на Москву. А ведь тем временем, его войска практически остановились, отражая русские атаки с юга и севера. Лишь с 1 августа 24-й танковый корпус и 7-й армейский корпус начали наступление на Рославль, чтобы разбить русские войска на южном фланге. Гудериан лично ездил по войскам, буквально по дивизиям. Тем не менее, в итоге уже после войны посчитал этот удачны танковый блицкриг по сути бесполезной победой на пути к Москве.

-10