Сегодня, разыскивая информацию по Нагану в интернете, часто натыкаешься на пренебрежительное к этому историческому револьверу отношение (а отдельные личности даже пышут к нему звериной злобой, словно Наган лично им сделал что-то ну очень-очень плохое). Между тем у владельцев этого оружия в конце 19 – начале 20 веков качества данного револьвера не вызывали той негативной реакции, которая характерна для сегодняшних любителей оружия, избалованных обилием созданных в 20-м веке более совершенных систем «короткоствола». И это подтверждается тем, что продукцией фирмы «Наган» в то время пользовалась не только российская армия, но и вооруженные силы еще целого ряда государств. Револьверы Наган в то время были очень популярны, и состояли на вооружении армий Бельгии, Люксембурга, Швеции, Сербии, Норвегии, и даже Аргентины и Бразилии! Правда, в этих странах эксплуатировали не «российскую» семизарядную модель, а более ранние, шестизарядные версии, большинство которых использовали еще патроны на дымном порохе. Все они не имели системы обтюрации, и поэтому были менее совершенны, чем образец 1895 года, разработанный по российским требованиям. Однако и эти Наганы считались в то время одними из лучших образцов револьверов мира. Бельгийские военные были вполне довольны 9-мм моделью 1878/1886 г, аргентинцы – моделью 1893 калибра .440; распространенные в остальных странах версии 1884 или 1887 годов калибра 7,5-мм так же считались вполне подходящим оружием для военных целей.
Так почему же револьверы фирмы «Наган» так широко разошлись по свету, и насколько сильно «забугровые» образцы отличались от модели, доставшейся русским? Для понимания этого нам нужно вспомнить о развитии оружейного дела в Бельгии, где и были разработаны эти револьверы.
Бельгия во второй половине 19-го века благодаря модернизации своей оружейной промышленности вышла на одно из первых мест в Европе по изготовлению стрелкового оружия. Именно в это время и получила известность оружейная фирма братьев Эмиля и Анри-Леона Наган, находившаяся в крупнейшем оружейном центре Бельгии - городе Льеже.
Братья основали свою фирму еще в 1859 г., но поначалу она занималась производством различных металлических изделий. На мысль о собственном оружейном производстве братьев Наган натолкнул контракт по ремонту партии испорченных голландских револьверов. Восстанавливая поврежденные револьверы, фабриканты и почувствовали вкус к оружейному делу, особенно после того, как поняли, какие барыши оно может принести фирме. В результате братья решили принять участие в конкурсе на новый револьвер для бельгийской армии. Старший из братьев, Эмиль, обладавший несомненным инженерным талантом, разработал собственную конструкцию револьвера. На конкурсе его оригинальный 9-мм «шестизарядник» с ударно-спусковым механизмом двойного действия и массивной рамой оставил далеко позади всех потенциальных конкурентов. Одержавший убедительную победу револьвер Наган был принят на вооружение офицерского корпуса бельгийской армии, а так же конной жандармерии Бельгии. В наладке серийного производства «9-мм револьвера Наган М.1878» Эмилю Нагану начали активно помогать его сыновья - Шарль и Морис, которые впоследствии принимали участие во всех работах по проектированию стрелкового оружия с фирменным клеймом «Наган».
Основы, заложенные в конструкции этого первого револьвера, очень четко прослеживаются во всех дальнейших разработках револьверов системы Наган. В первую очередь это касалось устройства самовзводного ударно-спускового механизма, монолитной неразъемной рамы, дверцы для открывания камор барабана, которая открывалась не назад (как у большинства револьверов), а вбок, и ввинченного в раму шестигранного ствола на глухой посадке. Фирменной «фишкой» оружия конструкции Нагана явилось устройство для поочередного экстрагирования стреляных гильз. Оно в единой сборке крепилось на стволе и представляло собой поворотную шомпольную трубку с приливом, направлявшую движения шомпола-выталкивателя, в боевом положении убиравшегося внутрь оси барабана. Механизм револьвера, состоявший из курка, боевой пружины, спускового крючка, собачки, ползуна и казенника, крепился в рамке и закрывался съемной крышкой.
Новый револьвер, поступив на вооружение бельгийской армии, получил высокую оценку своих боевых и эксплуатационных качеств; в результате командование вооруженных сил Бельгии решило унифицировать все образцы штатного личного оружия, и заказало фирме братьев Наган создать револьвер и для нижних чинов армии. Вскоре на вооружение унтер-офицеров пехоты и кавалерии бельгийской армии поступил новый вариант револьвера системы Наган – «модель 1883». По требованию командования в конструкцию этого образца сознательно были внесены изменения, ухудшившие боевые качества оружия: вместо самовзводного спускового механизма был сделан механизм простого действия; и теперь для каждого выстрела требовалось предварительное взведение курка. Как мы видим, желание «технически» ограничить скорострельность оружия нижних чинов было не «российской дурью», а общеевропейской тенденцией! Внешне же единственным отличием револьвера М.1883 от М.1878 являлось наличие более простого в изготовлении барабана с гладкой поверхностью.
Отличные характеристики револьверов системы Наган, их простота и дешевизна, а также успешная эксплуатация в бельгийской армии способствовали началу распространения этого оружия на мировом оружейном рынке. В том же 1883 году этот револьвер был принят армией Норвегии, причем там самовзводный «9-мм револьвер Наган М.1883» был выдан не только офицерам, но и унтер-офицерскому составу.
Еще один вариант бельгийского револьвера «Наган М.1883» в 1884 г. поступил на вооружение армии Люксембурга. Но эта «люксембургская модель 1884» была рассчитана на использование не 9-мм, а 7,5-мм швейцарского револьверного патрона. В следующем же году специально для бельгийской тюремной охраны была разработана оригинальная модификация Нагана «повышенной безопасности» - со смонтированным на левой стороне рамки предохранительным рычагом. После каждого выстрела рычаг автоматически заходил в казенную часть каморы барабана, предотвращая новое взведение курка; новый выстрел можно было сделать только, вернув рычаг на место. Кроме того, для полиции был разработан револьвер Наган М.1884 с удлиненным стволом, на котором монтировался откидной штык. Любопытно, что наряду с полицией эта модель пользовалась большим успехом и на коммерческом рынке.
Добившиеся громкого успеха братья-конструкторы не желали «почивать на лаврах», и продолжали совершенствовать свои револьверы. Правда, вскоре прогрессирующая слепота Эмиля Нагана заставила его полностью передать дело младшему брату - Леону. А тот доказал, что является таким же талантливым конструктором, что и Эмиль. И уже через два года армия Бельгии приняла на вооружение новый, значительно улучшенный образец, созданный Леоном – «9-мм револьвер Наган модели 1886». В нем оружейник постарался устранить недостатки предыдущих моделей старшего брата. Этот револьвер имел облегченную раму; коренной реконструкции подвергся и самовзводный ударно-спусковой механизм: четыре пружины были заменены только одной, двуперой, успешно сочетавшей в себе функции всех других. Это новшество значительно упростило не только изготовление и обслуживание оружия, но и повысило надежность его работы в самых тяжелых условиях. Благодаря внесенным изменениям, модернизированный Наган смог успешно конкурировать с гораздо более именитыми соперниками - револьверами известных европейских и американских фирм, сильно потеснив их на оружейном рынке. Револьвер Наган этой модели был принят также и на вооружение бразильской армии.
Тем временем Леон Наган, учитывая тенденции развития европейского оружия по пути уменьшении калибра, разработал револьвер под 7,5-мм патрон на более мощном бездымном порохе. С этой моделью Наган добился в 1887 г победы на конкурсных испытаниях в Швеции, оставив позади оружие многих других конструкторов, и шведская армия приняла «револьвер Наган М.1887» на вооружение. Вскоре этим достаточно простым и дешевым, но в то же время мощным новым Наганом заинтересовались и норвежские военные. В результате армия Норвегии, уже имевшая на вооружении 9-мм Наганы, приняла и его 7,5-мм версию (под обозначением «модель 1893»). Основным отличием норвежской модели от шведской стала полукруглая конфигурация мушки (у «шведа» она была прямоугольной). Револьверы Нагана полностью оправдали надежды командования армий этих скандинавских государств, в вооруженных силах которых они прослужили около полувека. Только после окончания 2-й мировой войны Наганы были полностью вытеснены с вооружения шведской и норвежской армий современными образцами самозарядных пистолетов.
Наряду с популярностью в североевропейских странах, Наганы получили определенное распространение и на юге Европы: так, револьвер Наган М.1893 был принят на вооружение армии Сербии. А тем временем торжественное шествие Наганов продолжилось и на Американском континенте. Армия Бразилии уже вооружилась 7,5-мм версией Нагана обр. 1886 г.; а теперь подобное оружие приобрел и Военно-морской флот Аргентины. Причем для аргентинского флота револьвер производила не льежская фирма «Наган», а германская оружейная компания « Simson & Со» в г. Зуле, да еще в типично американском крупном калибре - .440 (11,4 мм).
Так что в то время, когда России понадобился новый образец офицерского револьвера, слава бельгийского оружия (в том числе фирмы «Наган») уже гремела не только по Европе, но и по Америке. И потому совершенно не удивительно, что российское правительство при выборе нового «короткоствола» обратило внимание именно на бельгийские образцы, особо выделив револьверы конструкторов Пипера и Нагана. Ведь состоявший на вооружении российской армии американский револьвер Смит-Вессон образца 1871 года, когда-то завоевавший золотую медаль на Международной выставке как лучший револьвер мира, за 25 лет эксплуатации значительно устарел. Он стрелял патронами калибра .44 (11,17-мм) на дымном порохе; причем мощность выстрела русского Смит-Вессона значительно превосходила все остальные «дымные» револьверы. Это усиление произошло благодаря русским заказчикам, потребовавшим удлинить гильзу стандартного американского патрона, и увеличить навеску в нем пороха (поэтому усиленный патрон и маркировали, как .44 Russian ). В результате получился этакий «магнум 19-го века», пуля которого летела с невиданной для «дымников» скоростью 229 метров в секунду! Тем не менее, несмотря на повышенную мощность, главный недостаток «дымных» патронов никуда не делся. Окутывавшие оружие при стрельбе клубы дыма сильно мешали прицеливанию и скорострельности, и так невысокой из-за спускового механизма одинарного действия (перед каждым выстрелом курок приходилось взводить вручную). Другими существенными недостатками Смит-Вессона были значительный вес (1,1 кг) и громоздкие размеры. В зависимости от версии (в России эксплуатировались 3 модели) длина только ствола Смит-Вессона составляла от 6,5 до 8 дюймов (от 16,5 до 20,3 см). Само же оружие в длину достигало 32 см! Главным достоинством этого револьвера считалось быстрое экстрагирование отстрелянных гильз: при «переламывании» корпуса автоматически выскакивающий экстрактор мгновенно выбрасывал гильзы из барабана. Однако с годами активной эксплуатации эта система постепенно «разбалтывалась», участились поломки и отказы оружия. В результате к концу 19-го века России потребовался уже другой револьвер: более надежный и легкий, приспособленный под более мощные патроны на бездымным порохе.
Вот поэтому в 1895 году на вооружение российской армии вместо Смит-Вессона и был принят модифицированный бельгийский револьвер Наган, переделанный под требования русской приемной комиссии. Причем в то время «русская модель» Нагана считалась самой мощной в мире – ведь начальная скорость его пули из патрона российского производства составляла 285 м/с (а при бельгийском патроне вообще доходила до 305 м/с!). В связи с этим напомню опять, что в то время военные еще не осознали понятия «останавливающего действия», и мощь оружия определялась примитивно – по скорости пули и ее пробивной способности; а в этих параметрах с Наганом тогда не мог конкурировать ни один револьвер мира…
Таким образом, Россия в 1895 году приняла на вооружение не «г..уано», как отзываются о нем сегодня некоторые «знатоки стрелкового оружия», а револьвер, более ранние модификации которого были широко распространены в мире; револьвер, считавшийся в то время одним из лучших европейских образцов короткоствольного оружия. А адаптация Нагана под требования русского правительства – дело вполне естественное: «кто платит, тот и заказывает музыку». И совсем не факт, что подгонка револьвера под якобы «глупые» русские требования привела к созданию неудачного образца, как считают некоторые современные «антинаганщики». Уменьшение калибра в то время было распространенным явлением для новых образцов под патроны с бездымным порохом. Легкая малокалиберная пуля от мощной энергии «бездымного» выстрела развивала скорость, недостижимую для тяжелых пуль «дымных» крупнокалиберных патронов. Это значительно повысило пробивную способность новых револьверов, которая в то время и считалась основным мерилом мощности оружия. Так, даже самый мощный «дымник» - русский Смит-Вессон обр. 1871 г. - пробивал на 25 метрах только 3 дюймовые доски, а Наган на той же дистанции прошивал уже 5 досок. Вот эта способность Нагана и была принята военной комиссией за основной параметр его боевой мощи – в полном соответствии с тогдашними представлениями о поражающем действии огнестрельного оружия. Да что говорить о Нагане 19-го века – даже принятый через 38 лет на вооружение советской армии пистолет ТТ был исполнен во все том же калибре 7,62-мм, и его мощь (даже в 30-е гг. 20-го века!) оценивалась в первую очередь по пробивной способности…
А что касается основного недостатка Нагана, очевидного даже его современникам – «мешкотности» перезарядки - то фирма «Наган» впоследствии попыталась этот недостаток устранить. И в 1910 г. в производство была запущена новая версия Нагана – с выкидывающимся вбок барабаном и одновременной экстракцией гильз. Но к тому времени уже стало очевидным, что в военном деле будущее принадлежит пистолетам, а не револьверам; поэтому рынок для такого оружия существенно сократился. Новый Наган никто не захотел принимать на вооружение, поэтому револьверы модели 1910 года производились недолго и в небольшом количестве – лишь для коммерческой продажи.
К тому времени Эмиль Наган совершенно ослеп, а Леон умер; сыновья Леона, принявшие фирму, постепенно сокращали производство огнестрельного оружия, предпочитая заниматься на их взгляд более перспективной и дорогой техникой - автомобилями. С оружейным бизнесом фирма «Наган» окончательно покончила в 1914 году, когда Льеж был оккупирован германскими войсками. Правда, каким-то чудом фирма просуществовала еще полтора десятка лет; она была ликвидирована только в 1931 году. Незадолго до этого станки и оборудование для производства револьверов были проданы в Польшу, где они использовались для выпуска польского револьвера «Наган»…
Русский револьвер Наган и его конкуренты
Главный револьвер Российской империи (1): почему именно Наган?
Какие пистолеты царское правительство рекомендовало покупать русским офицерам
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.