Найти тему
Сурово о финансах

Ксенофонт – первый в мире экономист

Обычно первым экономистом в истории человечества считают Адама Смита, но это совершенно неверно. Первым, кто вообще ввёл в обиход само понятие «экономика» и написал первый труд по этой дисциплине, стал афинянин Ксенофонт.

Он гораздо шире известен как удачливый полководец, сумевший вернуть через полмира домой в Грецию 10 000 наёмных гоплитов, когда изменились обстоятельства и заказ отменился (сейчас не место и не время углубляться в эти обстоятельства). О походе Ксенофонт написал «Анабасис».

Экономическая сторона деятельности Ксенофонта известна куда меньше. Начнём с того, что древнегреческие мыслители не занимались такими низменными материями как хозяйственная деятельность и деньги. Аристотель называл эту сферу жизни «хрематистикой», презирал и считал уделом низших. В идеальном государстве Платона вообще не было места торговцам и ремесленникам.

Труд Ксенофонта назывался «Экономика» (др.-греч. Οἰκονομικός) или «Домострой», под экономикой Ксенофонт понимал именно искусство ведения домохозяйства. Текст создан в 399 г. до н. э. Трактат представляет диалог Сократа и состоятельного жителя Афин Критобула как и положено по тогдашним правилам изложения мыслителем своей позиции.

Его внимание к домоводству не было праздным. Жить и управлять полисом могли не просто свободные, но зажиточные греки. Пролетариев не было – их изгоняли из полиса. Диодором описано, как в 322 до н.э. 12 000 афинян, чьё имущество стоило меньше 2 тысяч драхм, выслали из Аттики. В начале V века до н.э. небольшой дом в Афинах стоит 2000 – 3000 драхм, ездовая лошадь – 1200 драхм, усадьба за городом обошлась бы в 2000 — 6000 драхм. Примерно столько ко же составляло приданое за дочерью зажиточного афинянина.

Поэтому понятно внимание, которое Ксенофонт уделяет консультациям по содержанию домовладения.

Рабство в Древней Аттике — обыкновение и господствующая форма создания прибавочной стоимости. Соотношение свободных и рабов в Греции составляло 1: 3. У самой бедной семьи был хотя бы один раб. Крупные рабовладельцы мыслились как единое целое, выполняющее в общине/полисе роль «добровольной стражи», полагал Ксенофонт.

Базой экономики рабовладельческого строя Ксенофонт называет земледелие, оно же — наиболее достойное занятие. А вот ремесло больше к лицу рабу. Торговые операции приемлемы для гражданина, но почёта в них мало. Интересно, трапезитами (банкирами) в Греции были, как правило, вольноотпущенники или чужеземцы, чья социальная значимость не высока по определению.

В домохозяйство, по Ксенофонту, входят не только дом и имущество вне его, но и отрицательные блага – любовницы и враги. И рачительный хозяин должен и врага использовать себе во благо, полагает Ксенофонт.

В «Экономике» он создаёт концепцию правильной семьи и порядочной жены. Сыновья представляли особую ценность, именно мужчинам дано поддерживать духовную связь с предками. Цель — рождение детей для приобретения себе кормильцев на старость и для продолжения рода. Принося жертвы, потомство обеспечивают предкам благополучие и бессмертие в Аиде.

Поступление материальных благ и финансов обеспечивает муж, расходами распоряжается жена. Если она действует правильно, хозяйство процветает, плохо – состояние уменьшается. Ксенофонт уверен, что большинство жён разоряет хозяйство неправильными решениями.

Ксенофонт стал первым, кто поднял тему разделения труда для увеличения эффективности. Он же первым указал на взаимосвязь между развитием разделения труда и рынком: от объёма рынка зависело разделение профессий.

Для рабовладельца и землевладельца, полагал Ксенофонт, приличным является управлением имением и эксплуатация рабов, физического труда необходимо избегать. Главное в хозяйствовании – умение распоряжаться ресурсами, ценностями, имуществом. Этому нужно учиться, тогда получишь доход, а не убыток.

Ценность производимого Ксенофонт ставил в зависимость от полезности, а цена непосредственно объяснялась движением спроса и предложения.

Отметился Ксенофонт и на ниве макроэкономических исследований. Он написал «Лакедемонскую политию» об устройстве и экономике Спарты, «Доходы города Афин».

Константин Барановский