Найти тему
Игра в Классики

Озверевшая красота

Оглавление

Картина которая предупреждает о прошлом.

Сегодня я что-то новости смотрел, про ковид в старушке Европе рассказывали, как там людей гоняют, из брандспойтов поливают, а те в свою очередь, бросаются камнями в полицейских. И вроде ведь одни и те же люди и, кажется, что даже взглядов одинаковых, или похожих, но вот ведь как бывает...

И вспомнилась мне картина Сальвадора Дали - "Испания"

Картина Сальвадора Дали "Испания", 1938 год
Картина Сальвадора Дали "Испания", 1938 год

Казалось бы, как тут одно с другим? А давайте вспомним, что символизирует собой эта картина. Сальвадор Дали написал её в эмиграции, вдали от родины, когда там бушевала гражданская война. Сальвадор всегда заявлял о своей аполитичности, но это же не значит, что на душе твоей покой, когда вчерашние друзья, сегодня зверски убивают друг друга, по пустяковым в сущности, причинам. Но главное во всём этом безобразии - это участие внешних сил, которым в сущности, наплевать на Испанию, они все преследовали собственные интересы.

Но ведь как раз с таких причин и начинаются гражданские войны, не правда ли? Кто-то считает, что маска - это как печать Каина, загоняется по этому поводу и встаёт на табуретку, с флагом красным, цвета крови. А потом призывы, крики: "Нас ущемляют!", "Рушат наш уклад!", "Дайте свободы!". Впрочем, "снять маску" - это всего лишь повод, а причину найти всегда можно, особенно, если очень хочется. А дальше появляется какой-то "замечательный сосед" и на своей трубе играет музыку о "демократии", "свободе слова" и прочих тезисах, которые можно применять к обеим сторонам, в зависимости от выгодоприобретения. Но любая выгода в таких случаях будет только на обломках.

И Сальвадор Дали совершенно прекрасно передал всё это в своей картине. При первом взгляде мы видим только странный комод, с открытым ящиком и полуобнажённую, печальную девушку с аляповатыми чертами лица. Но что-то нас манит и завораживает в этом странном портрете, мы приглядываемся и видим, что черты лица - на самом деле - это фигуры людей, скривившихся в корчах борьбы за свою правду. Здесь всё смешалось: люди, кони, трупы, сумасшедшие танцоры, кричащий ребёнок. И платье девушки - раздираемая всадниками материя, которая объединяла людей, не долго прикрывать ему нагое тело, вскоре спадёт такая хрупкая защита. И всё это на фоне опустошения, оставленного после всех этих битв и безумств озверевших людей, истязающих красоту.

А рядом с ней лежит и наблюдает, давая те самые "полезные" советы антагонистам, Лев - царь зверей. Он лежит и просто ждёт когда же все они перебьют друг друга, а после, Лев насладится замечательным, свежим мясом.

Слабеющая девушка опирается на приоткрытый комод с "тайниками подсознания", из которого уже торчит вылезшая наружу человеческая плоть, уже потерявшая свою человечность.

А в дали такое голубое небо...

В феврале 1939 года, на организованную Галой Дали выставку в студии их квартиры, одним из первых пришёл Пабло Пикассо, специально посмотреть на эту картину и остался в восторге. Он долго рассматривал полотно, несколько раз отходил и снова на него смотрел. Ушёл он последним и был очень впечатлён.

Искусство может не только услаждать наш взор красивыми картинами с деревьями, животными и небесами, но так же может и должно предостерегать нас от ошибок ранее уже совершённых!

Читайте так же:

Демоны Ван Гога