Найти в Дзене
Большая перемен@

Всероссийские проверочные работы. Плюсы, минусы, необходимость?

Приближается время написания Всероссийских проверочных работ – итоговых контрольных работ по школьным предметам. Они представляют собой стандартизированные задания, проверяющие приобретённые за год знания у учеников в соответствии с федеральными государственными стандартами. Это не просто контрольные работы на уровне школы, это работы, которые единовременно пишут ученики по всей России. Появились такие работы в 2015 году в качестве эксперимента в 4-х классах. В дальнейшем написание ВПР распространилось на 5 и 6 классы, с 2018 года на 7, 8, 9, 10 и 11 классы. Теперь ВПР проходят в 4-11 классах с марта по май.

Как организованы ВПР в школе?

Проводят ВПР в своей школе на втором-третьем уроке с видеофиксацией. В зависимости от предмета работа занимает один или два урока. Подготовка к работам происходит следующим образом:

  1. Для проведения проверки школа регистрируется на сайте сопровождения ВПР, который дает доступ к работам.
  2. Контрольно измерительные материалы в зашифрованном виде размещаются на портале за три дня до проведения работ.
  3. Шифр для доступа каждая школа получает с утра в день проведения работы.
  4. Каждому ученику присваивается индивидуальный код, чтобы на самой работе не было ФИО ученика для избежания субъективного мнения при проверки работ учителями.
  5. Критерии для оценивания и электронная форма отчета размещается в день проведения работы после ее проведения.
  6. Оценка работ производится коллегией учителей школы в день проведения работ.
  7. Данные по проведению работ вносятся не позднее суток после окончания.

Почему все должны писать ВПР?

Всероссийские проверочные работы пишут все ученики. Говоря о 9 и 11 классах, стоит уточнить следующее: так как на этих этапах обучения проводится итоговая аттестация (в формате ОГЭ и ЕГЭ соответственно), для подготовки к которой ученик целенаправленно выбирает школьный предмет и к нему готовится, то по данному предмету он не пишет ВПР, так как здесь не будет проверки “школьных” знаний. Ученик может воспользоваться дополнительно помощью курсов или репетитора для подготовки к итоговой аттестации, но это не освобождает его от написания ВПР по остальным предметам, даже если они ему тяжело даются.

В ВПР проверяются именно знания, которые даёт школа, данные результаты открыты для родителей и учеников. Рособрнадзор имеет возможность понять реальную ситуацию по предмету в школе, регионе, муниципалитете и скорректировать изучение данного предмета.

Какие положительные стороны написания ВПР?

  1. Функция контролирования ВПР позволяет учителю увидеть реальные результаты своей деятельности.
  2. Списывание становится сложнее, ведь ВПР проходит с видеофиксацией. Некоторые работы проходят на компьютере, например, английский язык проходит с ограниченным временем и аудио записью процесса.
  3. ВПР не несёт дополнительной нагрузки на учеников, так как заменяет итоговые контрольные по предметам. Не рекомендуется использовать результаты ВПР для выставления годовой оценки по предмету, но каждая школа вправе решать о влиянии результата ВПР на итоговую оценку по предмету на своем уровне.
  4. Всероссийская проверочная работа позволяет избавиться от понятия «ненужный» предмет. Некоторые дети осознанно не учат предмет в школе, уделяют ему мало внимания, считая, что он не пригодится им в реалиях настоящего мира. ВПР задают тот приемлемый уровень, в рамках которого ученик может взять все самое значимое для дальнейшей жизни.

Какие отрицательные стороны написания ВПР?

  1. Самое первое – это стресс, который возникает из-за боязни выполнить данную работу не в соответствии со своей оценкой по предмету, не оправдать ожиданий учителя или свои собственные надежды. Физическая нагрузка тоже влияет на моральное самочувствие ученика.
  2. Не является заменой итоговой аттестации, повышая тем самым количество проводимых работ, что также повышает уровень стресса в школьниках.
  3. Возникновение формализма. На протяжении года может появиться “натаскивание” на тестирование со стороны учителей, заменяющее нормальный учебный процесс, где основной задачей является получение знаний.
  4. Время проведения ВПР влияет на то, что уроки отменяются, сокращается и меняется программа отмененного предмета.
  5. Задания построены по “олимпиадному” алгоритму малопригодному для рубежного контроля.
  6. Многие учителя проводят анализ заданий для ВПР по разным предметам, говорят о неточности формулировки заданий, которые приводят к тому, что невозможно дать однозначного правильного ответа, в некоторых заданиях встречаются ошибки.

Написание ВПР говорит нам о «честном образовании», где нет натаскивания на определенный предмет, как при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. Данные работы дают возможность ученикам говорить о получении общего образования в полном объёме, а не только подготовки к определённым предметам.

Как вы считаете зачем нужны ВПР в школе?