Найти в Дзене
Вячеслав Звягинцев

Они отказались «эвакуироваться» на самолетах и остались со своими солдатами

Оглавление

В годы войны за попавшим в окружение высшим комсоставом высылали самолеты. Известно, что таким образом спасли маршала Семена Будённого, вывезли его из Киевского котла. А генерала Ивана Петрова «эвакуировали» из окруженного Севастополя на подводной лодке.

Между тем, были командиры, которые отказались бросать своих солдат. Чаще всего в этой связи называют генерала Михаила Ефремова. Однако он – не единственный. Не могу сказать, что эти военачальники – лучшие командармы. Скорее, наоборот. Но то, что они поступили более чем достойно, отказавшись от «эвакуации», - факт очевидный.

Историк А.В. Исаев писал: «Покидание командующим обреченного гарнизона является сложной морально-этической проблемой. В истории войны мы можем найти немало примеров, когда командующие армиями и фронтами оставались со своими войсками и разделяли судьбу своих подчиненных. Так поступали И.Н. Музыченко, П.Г. Понеделин, М.П. Кирпонос, М.И. Потапов, М.Ф. Лукин, М.Г. Ефремов»[1] .

Наш рассказ – о четырех командармах, которые отказались «эвакуироваться» на прибывших за ними самолетах…

Командующий 33-й армией генерал-лейтенант Михаил Григорьевич Ефремов (1897-1942)

М.Г. Ефремов
М.Г. Ефремов

В начальный период войны, в 1941 году, генерал Ефремов командовал 21-й армией, Центральным и Брянским фронтами, 10-й и 33-й армиями.

В ходе проведения Ржевско-Вяземской операции его армия была окружена. Ставка прислала за командующим самолёт. Однако генерал отказался покидать своих солдат и командиров, отправив на самолёте боевые знамена объединения и раненых бойцов.

19 апреля 1942 года Ефремов застрелился в районе села Слободка Смоленской области, будучи тяжело раненым, чтобы избежать плена.

Указом Президента России от 31 декабря 1996 года генерал-лейтенанту М.Г. Ефремову присвоено звание Героя Российской Федерации.

Командующий 21-й армией генерал-лейтенант Леонид Григорьевич Петровский (1897-1941)

Л.Г. Петровский (последнее фото)
Л.Г. Петровский (последнее фото)

13 августа 1941 года Л.Г. Петровский был назначен на должность командующего 21-й армией. Соответствующий приказ, подписанный командующим Центральным фронтом М.Г. Ефремовым, был ему доставлен на самолёте Р-5 на следующий день. Петровский должен был на этом самолете «эвакуироваться», поскольку новое назначение предполагало вылет к новому месту службы.

Правы исследователи, полагающие, что генерал Ефремов, издавая такой приказ, в какой-то мере убирал перед Петровским нравственную преграду, хотел облегчить его выбор. Но комкор вместо себя посадил в самолет раненого красноармейца и просил вышестоящее командование отсрочить его назначение до выхода своего 63-го стрелкового корпуса из окружения. Об этом он написал на обороте приказа. Через четыре дня генерал Петровский был смертельно ранен в перестрелке на дороге между селами Скепня - Руденка в Гомельской области.

Немцы похоронили генерала, на могиле поставили крест с надписью на латинском языке: «Генерал-лейтенант Петровский».

Командующий 18-й армией Южного фронта генерал-лейтенант Смирнов Андрей Кириллович (1895-1941)

А.К. Смирнов
А.К. Смирнов

18-я армия Смирнова армия была разгромлена в Донбассе – попала в окружение и, несмотря на все попытки, не смогла вырваться из котла. За командующим был выслан самолёт. Но Смирнов отказался от эвакуации. Об этом написал в мемуарах генерал-лейтенант Иван Сафронов, в октябре 41-го - интендант 18-й армии: «В ночь на 7 октября штаб армии с ротой батальона охраны, четырьмя пушками и двумя бронемашинами попал в окружение. Попытки вырваться из вражеского кольца к успеху не привели. Узнав о случившемся, командующий фронтом выслал за Смирновым самолет, однако генерал заявил, что до тех пор, пока рядом с ним сражается хоть один боец, он его не оставит!»[2] .

Три танковых дивизии немцев глубоко вклинились в боевые порядки основных сил 18-й армии, оказавшихся в кольце между городами Бердянском (тогда – Осипенко) и Мелитополем. 8 октября 1941 года в ночном бою близ села Поповка в Запорожской области генерал-лейтенант Смирнов погиб при попытке прорыва из окружения.

По версии, основанной на воспоминаниях Ивана Ткаченко, бойца из охраны командующего, он вытащил свой маузер и со словами «Красноармейцы в плен не сдаются» выстрелил себе в висок.

По приказу командира 16-й танковой дивизии Вермахта генерал Смирновбыл похоронен с воинскими почестями . На могиле был поставлен крест с надписью: «Генералу, которого смогли победить лишь сильнейшие».

Командующий 2-й ударной армией генерал-лейтенант Андрей Андреевич Власов

А.А. Власов
А.А. Власов

Мое отношение к генералу Власову, как к предателю – резко негативное (почему - можно прочесть ЗДЕСЬ). Но справедливости ради надо сказать, что он тоже отказался от «эвакуации» незадолго до своего пленения.

20 апреля 1942 года Власов был назначен командующим 2-й ударной армии, оставаясь, в то же время заместителем командующего Волховского фронта. В мае-июне его армия предпринимала отчаянные попытки вырваться из котла, который окончательно захлопнулся в двадцатых числах июня.

Высказывается мнение, что трагическое положение 2-й ударной армии сложилось еще до назначения Власова командармом, и существенно изменить ход событий он уже не мог. 18 июня за ним прилетел самолёт У-2, но генерал отказался от эвакуации.

[1] Исаев А . Краткий курс истории ВОВ. Наступление маршала Шапошникова. М. Яуза, Эксмо, 2005.

[2] Сафронов И.В. За фронтом — тоже фронт . М. Воениздат, 1986.