Год назад — 11 марта 2020‑го — приняв во внимание масштабы ситуации с коронавирусной инфекцией, Всемирная организация здравоохранения объявила распространение COVID-19 пандемией. Через несколько дней первые ограничения из‑за угрозы нового заболевания ввели и в России.
Они нанесли заметный удар по экономике в целом и инфраструктуре в частности (подробнее о том, какие компании пострадали сильнее всего, см. «Инфраструктура и пандемия: потери отрасли в 2020 году»). Но не все сферы столкнулись с кризисом и уменьшением выручки: некоторым удалось улучшить финансовые показатели.
Количество зарегистрированных случаев заражения коронавирусом к 16 марта 2021 года достигло 120,2 млн. Всего им заразились с момента открытия болезни порядка 1,5% жителей Земли. Количество летальных исходов при этом приблизилось к 2,7 млн. В России на ту же дату официально зафиксировали 4,4 млн заболевших (3% населения страны) и 92,9 тыс. смертей.
Из нашего нового обзора можно узнать, каким инфраструктурным компаниям и за счет чего удалось получить дополнительные доходы, смогла ли эта «сверхвыручка» перекрыть возникшие из-за ограничений потери и сохранится ли рост в «успешных» сферах в 2021 году.
- Дополнительные доходы компаний, работающих с инфраструктурой, по итогам 2020 года составили около 900 млрд руб., или примерно 10% от их годовой выручки. Для сравнения потери за тот же срок пострадавших от пандемии компаний составили около 2 трлн руб., или в среднем почти 13% годовых доходов.
- Наибольший выигрыш в абсолютном выражении получили компании телекоммуникационной сферы, чья выручка за год выросла почти на 380 млрд руб., или на 11,3% относительно годовой. Во многом их успех зависел от внедрения цифровых и облачных сервисов, а ряд компаний, больше ориентированных на развитие мобильной связи, все же были затронуты негативными последствиями ограничений: падением выручки из‑за снижения доходов от международного роуминга, изменением структуры «потребления» услуг населением, снижением частоты посещений салонов связи, закрытием последних и т. д.
- Пандемия поставила вопрос о более активном развитии и запуске отечественных центров обработки данных, мощностей которых не хватает, а сложившаяся экономика проектов позволяет запускать их лишь коммерчески успешным компаниям. С необходимостью обновлять телекоммуникационную инфраструктуру сталкиваются и мобильные операторы. На наш взгляд, часть проблем с капитальными вложениями в сфере можно было бы решить с помощью проектного финансирования.
- На социальную и коммунальную сферы пришлось примерно по 190 млрд руб. дополнительной выручки. В первом случае ее источником оказались медицинские организации (главным образом государственные, чья отчетность, как правило, закрыта), на которые легла основная нагрузка из‑за пандемии, а во‑втором случае — сфера теплоснабжения — результаты которой стали скорее следствием более холодной, чем за год до этого, погоды, а не распространения вируса.
- Объем дополнительных средств, вырученных предприятиями транспортной сферы, в 2020 году составил порядка 140 млрд руб. Основное увеличение (на 29%, или на 66 млрд руб.) наблюдалось в логистике и доставке товаров, но выручка организаций сферы выросла также за счет грузоперевозок водным и железнодорожным транспортом.
- Пандемия не остановила и еще одно направление. В смежной с инфраструктурой строительной отрасли выручка профильных организаций за 2020 год, по данным Росстата, выросла сразу на 1 трлн руб., и достигла почти 8,1 трлн руб. Оба этих показателя стали рекордными за последние годы. При этом общий объем работ, проведенный всеми компаниями, увеличился лишь на 366 млрд руб. (до 9,5 трлн руб.). Мы связываем это с большей активностью крупных и средних предприятий отрасли, в то время как в строительство и ремонт, вероятнее всего, стали вкладывать меньше непрофильные организации.
Читайте полную pdf-версию обзора, а также другие аналитические материале на сайте infraone.ru.