Просматривая сегодня утром список публичных SaaS-компаний, я читал их форвардные мультипликаторы. ZScaler: 23,1x; Окта: 21,8x; Веева: 18,8x; Купа: 18,6x; Shopify: 17.0x. Эти коэффициенты рассчитываются путем деления сегодняшней стоимости предприятия на прогнозируемую будущую выручку компании. Но что они означают? Что они подразумевают?
Во-первых, нам нужно установить некоторый контекст. Есть два типа компаний: те, которые ценятся на росте, и те, которые ценятся на прибыли. Все упомянутые выше компании и подавляющее большинство стартапов оцениваются по мере роста. Это потому, что большая часть создания стоимости бизнеса еще не произошла . Компании, оцениваемые по прибыли, обычно растут со скоростью от -15% до 15% в год, вероятно, будут оцениваться по прибыли, обычно по EBITDA.
Поскольку быстрорастущие компании оцениваются по их будущему потенциалу, а не по текущей прибыли, темпы роста являются преобладающим фактором оценки (самая высокая корреляция) [1]. Другими словами, растущие компании оцениваются по их будущим доходам, которые также называются форвардными доходами или доходами NTM для доходов за следующие двенадцать месяцев.
Чтобы оценить стоимость бизнеса, нам нужны два числа. Выручка и мультипликатор. Чтобы стартап увеличивал свою стоимость, он должен увеличивать выручку или рынок должен увеличивать свои мультипликаторы. Множители могут увеличиваться по многим причинам. Лучшая эффективность, хорошие условия на фондовом рынке, вера в управленческую команду, чистое удержание доллара и т. Д.
Я отслеживал прогнозные мультипликаторы выручки для SaaS-компаний за последние 17 лет или около того. Среднее значение по всем компаниям составляет около 5,5x, а верхний квартиль - около 9x. Сегодня мы находимся на повышенных уровнях, приближающихся к 10-кратной медиане. Верхний квартиль торгуется на 20x вперед.
Теперь поговорим о том, что подразумевает множественное. Предположим, у нас есть компания, генерирующая выручку в 200 миллионов долларов, рост на 50%, затем на 45%, затем на 40%, затем на 35%. Рост выручки составит 200, 300, 435, 609 и 822 млн долларов. Сколько стоит этот бизнес?
Если бы мы использовали историческую медиану, она стоила бы 300 миллионов долларов x 9 или 2,7 миллиарда долларов. Используя сегодняшние мультипликаторы, он стоит 300 млн x 20 или 6,0 млрд долларов. Эти цифры предполагают, что компания выполнит свой план на следующий год: один год «безупречного выполнения [2]». Если он будет хуже, мультипликатор упадет. Если он превзойдет, мультипликатор может увеличиться.
Еще один мысленный эксперимент: предположим, вы полагаете, что сегодня фондовый рынок вернется к среднему значению. Это означает, что кратность верхнего квартиля падает до исторического кратного 9x верхнего квартиля. Стоимость нашего бизнеса сократится до 2,7 млрд долларов в этом году.
И чтобы стоить более 6 миллиардов долларов, компания должна безупречно работать в течение следующих трех лет. Ему нужно будет торговать на 822 миллиона долларов форвардной выручки с коэффициентом 9x, и он будет торговать таким образом через три года, когда он принесет 609 миллионов долларов дохода.
Если инвестор считает, что долгосрочная историческая медиана является правильным множителем для оценки бизнеса, то сегодняшняя оценка сопряжена с большим риском: три года безупречного исполнения. Если, с другой стороны, вы считаете, что компании SaaS должны торговать выше, чем средние за прошлые периоды, и у них правильная цена, то вы предполагаете, что рискуете в течение одного года. Насколько рискует инвестор, решать им!
Так что же подразумевает множественность? Сколько лет и месяцев инвестору с безупречным исполнением готов верить инвестор.
[1] Когда стартап выходит на IPO, некоторые быстро критикуют отсутствие прибыли у бизнеса. Если бизнес быстро растет - 30% и более - прибыль имеет меньшее значение. Бизнес, растущий на 50% в год, вырастет до 2,25 раза через два года. Инвесторы полагают, что эта прибыль будет поступать по мере развития бизнеса. Конечно, надежный путь к прибыльности важен для обеспечения долгосрочной жизнеспособности бизнеса.
[2] Идеальное исполнение: под этим я подразумеваю, что компания выполнила свой план. У большинства публичных компаний есть внутренние планы и планы улиц, и между ними имеется значительный запас на ошибку.
Вы дочитали статью? Поздравляю, значит вы подняли свой уровень финансовой грамотности, и это очень хорошо. Ставьте пальцы вверх и подписывайтесь на канал.