Найти тему

Другой флот. Часть 5

Оглавление

Продолжение. Часть ноль. Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4.

Уважаемый читатель! Эта часть крутится на Дзене значительно больше других, соответственно - и значительно больше читается. Но она является небольшой частью большой работы, поэтому, при чтении вырванного из общей канвы текста, могут возникнуть вопросы и непонимание. Пожалуйста, загляните хотя бы в Часть ноль и Часть 1, где есть ответы на большинство возникающих вопросов. Ну а правильнее будет прочитать все предыдущие и дождаться последующих.

3.2. Строительство новых кораблей

Каковы задачи — таков должен быть и флот.
Николай Кузнецов, главком ВМФ

В интересующий нас период (1955–1970 гг.) в СССР были разработаны и построены следующие проекты кораблей принципиально другого уровня: океанские и ракетные. Вот они в порядке очередности ввода в строй головного корабля серии:

· сторожевой корабль (с 1966 года — большой противолодочный ) пр. 61 «Комсомолец Украины», 1962 г. (19 шт.);

· ракетный крейсер пр. 58 «Грозный», 1962 г. (4 шт.);

· большой противолодочный корабль пр. 1134 (с 1979 года — ракетный крейсер) «Адмирал Зозуля», 1966 г. (4 шт.);

· противолодочный крейсер пр. 1123 «Москва», 1968 г. (2 шт.).

Всего 30 современных кораблей, 86% из которых имели классификацию «противолодочный».

Эти корабли и стали основой надводной составляющей океанской мощи Советского союза. Общее у них одно: все эти проекты создавались в условиях жестких финансовых и политических ограничений, в результате чего пожелания моряков и полет технической мысли конструкторов упирались в жесткие указания свыше. В результате чего корабли (пр. 58, 61, 1123) стали не очень «океанскими» — неудовлетворительная обитаемость, не всегда удачная компоновка, недостаточная дальность хода и автономность (по провизии, например, — 10 суток), а пр. 1134, будучи значительно лучше по этим параметрам, не успел к созданию предназначенного для него оружия (ЗРК «Шторм»). В результате чего они быстро потеряли свою актуальность (пр. 58, 1134), либо потребовали дорогой и сложной модернизации (пр. 61).

На фотографиях в рамках — головные корабли своих проектов: пр. 58 РКР «Грозный», пр. 1134 БПК «Адмирал Зозуля» и пр. 61МЭ БПК «Надежный» (1979 г.). Все фото — оригиналы из собрания автора

Ниже я сделаю предположение о том, как их возможности можно было бы улучшить, не прибегая к услугам фантастики, исключительно в рамках финансовых и технических возможностей того периода .

3.2.1. Большие противолодочные корабли проекта 61

Корабли, ставшие знаковыми (первые газотурбинные корабли!) и самыми массовыми, к тому же, это единственные корабли, получившие неофициальные прозвища от наших потенциальных противников: «поющие фрегаты» (из-за характерного свиста ГТУ) и «беззубые фрегаты» (из-за отсутствия ударного вооружения).

Мне не удалось докопаться до первоисточника этих прозвищ и слышать о них во время своей службы, возможно потому, что не пересекался с ними, видел пару и раз - и только. Но в литературе они часто встречаются. А литературы об этом проекте больше, чем о других.

Итак, рассмотрим корабль повнимательнее:

Изображения взяты из [16 , с. 115 ; 17 , с. 16 – 17], из библиотеки автора.

Вот какие изменения можно сделать при изначальном проектировании, чтобы получился БПК проекта 61АК :

· убрать пятитрубный торпедный аппарат калибра 533 мм, (в корму от первой трубы, практически в районе мидель-шпангоута) добавить в этом месте 3 м длины и разместить там четырехконтейнерную подъемно-поворотную ПУ для ракетного комплекса «Термит-АК ». Дополнительные подпалубное пространство использовать для размещения топлива, запасов и других столь дефицитных на корабле помещений;

· убрать РБУ-1000 и на их месте поставить трехтрубные торпедные аппараты калибра 400 мм с погребом запасных торпед, не забывая, что они унифицированы с вертолетными торпедами;

· добавить по каждому борту по батарее из двух спаренных 30-мм установок АК-230 (в районе носовой или кормовой надстройки, как получится, но лучше — кормовой);

· разместить антенные посты для дополнительного вооружения;

· убрать кормовую 76-мм артустановку АК-726, добавить в этом месте 2 метра длины и сделать полноценный (возможно — сдвижной) ангар для постоянного базирования вертолета. Дополнительные подпалубные объемы использовать для хранения вертолетного топлива и вооружения.

И не забываем о том, что корабль изначально вооружен универсальным зенитно-противокорабельно-плотиволодочным комплексом "Волна-АК"

Самое интересное, что 20-й корабль серии — «Сдержанный» — пришлось в ходе строительства достраивать с «Термитами» по проекту 61М, а еще 4 корабля модернизировать аналогично (пр. 61МП), что получилось крайне затратно и трудоемко. А ведь такое вооружение могли бы получить все 20 кораблей за 10 лет до этого.

А потом наступила очередь (тоже «термитных») кораблей для Индии пр. 61МЭ в количестве 5 единиц. Вот, изображенный выше БПК «Надежный» (ставший потом «Раджпутом»), получил полное водоизмещение 4800 тонн, 4 ПКР «Термит», МЗА АК-630 и потерял кормовую артустановку 76-мм АК-726.

А теперь сравним распространенные на начало 60-х годов корабли со схожим водоизмещением.

-4

Не я первый привожу сравнение 61-го проекта с кораблями вероятного противника [16, с. 43, 17, с. 18], но я, в отличие от других авторов, не беру для этого корабли более поздней постройки («Брук», «Дюпти Туар», «Импавидо») или единичные («Амацукадзе»). Исключительно ровесники и только корабли больших серий. И если смотреть только табличные данные, то советский корабль в целом равен своим оппонентам. А если отсутствие ударного оружия назвать «беззубостью», то все три проекта одинаково «беззубые».

А вот проект 61АК еще какой «зубастый». Помимо оружия ударного, он несет полный комплект оружия противолодочного (ПЛУР в погребах ЗРК «Волна-АК », РБУ и торпеды), в то время как все другие имеют ограниченный комплект (либо ПЛУР + торпеды, либо РБУ + торпеды), да еще вертолет постоянного базирования в ангаре. За счет дополнительных помещений он имеет возможность несколько увеличить запас хода и автономность. Этот корабль на голову выше всех остальных в данной таблице. Получился действительно ракетный эсминец универсального назначения.

А с учетом того, что, начиная с 1973 года, он получит возможность загружать в контейнеры «Термит-АК » ПЛУР дальнего действия «Метель-АК», то у мы уже имеем большой противолодочный корабль не по размерам, а по реальным возможностям.

Напрашивается любопытная артиллерийская модификация. Если у пр. 61АК вместо ПУ «Термит-АК » поставить спаренную 130-мм артустановку СМ-2-1, в носу и в корме (в корме — вместо ангара и вертолета) одноствольные 130-мм, созданные на базе спаренной, то получится ракетно-артиллерийский корабль, имеющий возможности в 2 раза превышающие возможности эсминца пр. 56А (упомянутого в предыдущей главе), но всего лишь на треть большее водоизмещение. Отличный корабль для проведения десантных операций.

Боевые возможности проекта 61АК уже на момент постройки значительно выше прототипа, актуальность их сохраняется дольше, а последующая модернизация проекта ограничивается относительно недорогим совершенствованием радиоэлектроники, акустики и вспомогательных систем.

Таким образом, мы имеет перед собой яркий пример претворения в жизнь трех моих постулатов.

3.2.2. Ракетные крейсеры проекта 58

Корабли, сделавшие флот истинно ракетным. Корабли, удивившие мир своей мощью. Корабли, ставшие одним из главных символов советского военно-морского могущества.

Но их уникальность скоро стало их бедой. Невозможность одновременного залпа всеми ракетами главного комплекса и перезарядки ракет в море сделали корабли малопригодными для борьбы с авианосными корабельными группировками (для чего они и задумывались), в результате чего их боевой потенциал быстро устарел. А модернизационный потенциал корабли имели минимальный. В итоге, не устарев технически, они так и остались символом, годным в основном для парадов и плакатов.

-5

Изображение из [12, с. 64], из библиотеки автора.

Но давайте взглянем на этот проект другими глазами. Для создания РКР пр. 58АК нужно сделать следующие шаги:

· удалить торпедные аппараты калибра 533 мм (между трубой и грот-мачтой, в районе мидель-шпангоута), в этом месте добавить 6 метров длины и разместить еще одну поворотно-подъемную ПУ для ракет П-35;

· в районе носовой надстройки установить на каждый борт по батарее МЗА в составе двух спаренных 30-мм артустановок АК-230 с системой наведения;

· в районе кормовой надстройки разместить на каждый борт трехтрубный торпедный аппарат калибра 400 мм

· удалить первую артиллерийскую башню 76-мм АК-726, добавить 2 метра длины и установить на этом месте вторую ПУ ЗРК «Волна-АК »;

· перекомпоновать кормовую надстройку для установки на ней системы управления «Ятаган» для ЗРК «Волна-АК »;

· удалить запасные ракеты П-35 и использовать эти помещения для других целей;

· систему управления главным комплексом «Бином» изначально предусмотреть для обеспечения шестиракетного залпа, а в перспективе — двенадцатиракетного.

В результате корабль пр. 58АК получает:

· вполне крейсерские размеры: полное водоизмещение 5920 т, наибольшая длина 151 м

· возможность массированной ракетной атаки корабельного ордера противника;

· расширенные зенитные возможности за счет второго ЗРК «Волна-АК » и дополнительные противолодочные, и вообще, оборонительные возможности в следствии универсальности данного комплекса ЗУР-ПЛУР-ПКР. Выпустив по противнику все ракеты главного комплекса, корабль не останется безоружным;

· несколько уменьшенную максимальную скорость, но увеличенную дальность и автономность за счет получения дополнительных объемов;

· модернизационный потенциал, состоящий в улучшении параметров ракет и радиоэлектронного оборудования, который позволит иметь кораблю долгую и полезную жизнь, но не потребует больших затрат на кардинальное изменение конструкции;

· и, наконец, повышенный в сравнении с прототипом, политический и пропагандистский эффект.

Интересная модификация может получиться, если вместо четырехконтейнерных ПУ для ракет П-35 разместить три пятиконтейнерные ПУ «Термит-АК ». Получившийся корабль в паре с противолодочным крейсером-вертолетоносцем пр. 1123АК может стать как «длинной рукой» против подводных лодок, так и средством обороны вертолетоносца (например, при варианте загрузки контейнеров: 10 ПЛУР и 5 ПКР).

Продолжение Часть 6: https://dzen.ru/a/YGQx5aqsOUlwAYym

Андрей Костров