Начало: Часть ноль, Часть 1, Часть 2
От ракет теперь перейдем к сугубо флотскому оружию, которое в новую эпоху уступило свои позиции, но без которого боевой корабль все равно не возможен.
2.2. Бомбы и торпеды
Ситуация с реактивными бомбометами в СССР была настолько хороша, что упомянуть об этом здесь достаточно лишь одним абзацем. Принятые на вооружение в 1961 году РБУ-6000 (12 стволов, дальность 6000 м, калибр 212 мм, масса бомбы 119,5 кг) и РБУ-1000 (6 стволов, дальность 1000 м, калибр 300 мм, масса бомбы 196 кг) решали все необходимые на то время задачи, свойственные бомбометам и превосходили по эффективности все виды аналогичного зарубежного вооружения.
Так же РБУ-6000, расположенные на полубаке, можно увидеть на иллюстрациях к этому и этому рассказам.
А вот с торпедным оружием для надводных кораблей было как раз все наоборот.
Наши противники, имея огромный опыт войны на море, еще со времен Цусимы и Ютланда, поняли, что большие корабли не стреляют друг в друга самодвижущимися минами, а время эскадренных миноносцев, атакующих торпедами линкоры, ушло с развитием авианосцев и подводных лодок.
В США после окончания Второй Мировой войны, проведя серьезные исследования, удалили с кораблей типа «фрегат» и крупнее, противокорабельные торпеды калибра 533 мм, перейдя на кораблях новой постройки практически полностью на противолодочные и двухцелевые малогабаритные торпеды калибра 324 мм. При этом они получили серьезную экономию места за счет компактных торпедных аппаратов, большой боезапас (около 20 шт. — фрегаты, 40 шт. — крейсеры), унификацию с вертолетным боезапасом. [6]
По этому же пути, но немного позднее, пошли итальянцы, шведы, еще чуть позднее — французы, британцы и японцы. Стойкими приверженцами калибра 533 мм до конца 80-х годов остались лишь западные немцы. [7,8]
Советская военно-морская мысль в торпедостроении для крупных надводных кораблей застряла на уровне итальянских и немецких прототипов времен Второй Мировой войны. Палубы кораблей загромождали трех-пятитрубные торпедные аппараты калибра 533 мм с гигантским радиусом ометания при их поворотах. Пополнять боезапас в море было невозможно, да еще в каждом аппарате противолодочных торпед было обычно не больше двух, остальные — противокорабельные.
Мне приходилось бывать на кораблях разных проектов, и каждый раз я удивлялся несоразмерности занимаемого ими места с их боевыми возможностями. Там, где вопрос занимаемых площадей встал ребром — на противолодочных крейсерах-вертолетоносцах пр. 1123, их в итоге пришлось убрать. А на эсминцах пр. 56 получилась вот какая экономия места: «… с кораблей снимается кормовой торпедный аппарат, вместо которого оборудованы посты ПЛО, ЗАС и другие помещения (вплоть до Ленинских комнат)» [20] .
Сравнение габаритов и возможностей обслуживания ТА калибра 533 мм и 324 мм. Фотографии из открытого доступа Интернет.
Понятно, что торпеда большого калибра имеет преимущества по массе БЧ и дальности хода, но подводную лодку не обязательно разламывать надвое, а реальная дальность в бою в основном зависит от возможностей целеуказания, гидрологии моря, помехозащищенности торпеды, а не от ее паспортных характеристик. А вот остаться с пустыми трубами и не иметь дальнейшей возможности атаковать противника - вероятность почти стопроцентная.
Но зато компактные торпедные аппараты сыграют заметную положительную роль в компоновке наших будущих кораблей.
Итак, проведя серьезный анализ, наш Главный штаб ВМФ принял решение вооружать корабли 1 и 2 ранга малогабаритными трехтрубными торпедными аппаратами калибра 300–400 мм с противолодочными торпедами, унифицированными с боезапасом палубных вертолетов и с потенциальной возможностью модернизации торпед до двухцелевых . Соответствующее задание от высшего руководства страны было выдано промышленности.
2.3. Артиллерия
Морская артиллерия стремительно теряла свою актуальность, поэтому обзор, посвященный ей, размещен мною в конце главы о вооружении и будет краток. Я также не хочу вступать в полемику с поклонниками артиллерии, давать оценки и сравнивать с зарубежными образцами. Просто перечислю те системы, которые уже существуют, либо разработаны для кораблей с индексом АК, (1) модернизируемых либо вводимых в строй в период 1955–1970 гг.:
· 2×130 мм СМ-2-1 (1950 г.) для эсминцев пр. 56АК;
· 2×100 мм СМ-5-1 (1948 г.) для крейсеров пр. 68АК;
· 2×76 мм АК-726 (1964 г.) для БПК пр. 61АК, РКР пр. 58АК, 1134АК, ПКР пр. 1123АК;
· 2×57 мм АК-725 (1964 г.) упраздняется для кораблей 1 и 2 ранга;
· 2×30мм АК-230 (1959 г.) для всех проектов;
· 6×30 мм АК-630 — перспективная разработка для модернизации кораблей
Подведем итоги главы о вооружении кораблей.
Я намеренно не перегружаю повествование анализом возможных изменений в радиолокационном и гидроакустическом вооружении, без чего применение любого оружия невозможно. Возьмем за основу уверенность в том, что оно достаточно для того времени. В рамках моей концепции достаточно только обеспечить универсальность и/или совместимоть некоторых систем, задействованных в унификации ракетных комплексов, описанных в предыдущей части. Самое главное - что эта задача вполне по силам технически и экономически, была бы на то воля высшего руководства.
Рассмотрев основное вооружение, мы видим, что при подобном подходе обычные корабли уже могут иметь значительные дополнительные боевые возможности. Но это не предел совершенству. О кораблях - в следующих главах.
Продолжение следует. Часть 4 Часть 5
(1) В последующих главах я буду присваивать индекс АК (Андрей Костров) гипотетическим проектам кораблей, чтобы отличить их от реально существовавших.
Андрей Костров.