Здравствуйте, уважаемые читатели!
Сегодня речь пойдет об #испорченном Вами или Вашим ребенком в магазине товаре. Нет, ни том который Вы испортили, разбили, повредили с умыслом, здесь все понятно. Я о другом. О том, который Вы повредили нечаянно.
Вот берете Вы банку с грибами и не видите, что за ней стоящие банка на банке наклонились. И как только Вы взяли ту, что ближе к Вам, те две и упали...
Или идёте спокойно между рядами и цепляетесь сумкой за край стеллажа с товаром, дёргаете сумку, ну а вместе с ней и товар ...
Нечаянно можно разбить алкоголь, соки, повредить упаковку с крупами... всё что угодно.
Часто проходы между стеллажами заставлены новым, упакованным товаром так, что не возможно пройти не только с продуктовой тележкой, но и "просочиться" бочком. Тут грех что-нибудь не повредить.
Не всегда ряды, где новый не распакованный товар стоит на проходах, перекрывают для выкладки. Не хотят думать о последствиях.
Что делать, если Вы нечаянно нанесли магазину вред, повредив или уничтожив товар? Как поступать в таком случае? Платить или не платить?
Ну, если Вы решили заняться благотворительностью, тогда, конечно платите.
А если Вы уверены, что товар повредили нечаянно - докажите это.
Да, да если Вы повредили, разбили, испортили товар в магазине, то есть причинили ущерб, но можете доказать что сделали это не по своей вине - Вы освобождаетесь от ответственности (ст.1064 ГК РФ).
А в соответствии со ст. 211 ГК РФ риск случайного повреждения несет собственник имущества, то есть магазин.
Как доказывать? Опираясь на факты и документы.
И еще, помните, платить за испорченный товар Вас могут заставить только по решению суда и только в том случае, если будет доказано, что ущерб Вы нанесли умышленно.
Вы попали в такую неприятную ситуацию, кассир, продавец и вдобавок охранник, на повышенных тонах требуют, что вы срочно оплатили порчу товара.
Для начала нужно успокоиться.
Если охранник проявляет к Вам грубость, ведет себя агрессивно, что к сожалению бывает очень часто, хотя совершенно противозаконно, напомните ему, что по закону, он должен быть вежлив. Иначе, в Уголовном кодексе РФ найдется статья, по которой он может отправиться в места не столь отдаленные, аж до 7 лет. Это статья 203 УК РФ - #превышение полномочий сотрудником част ного охранного предприятия при выполнении должностных обязанностей.
Хорошо, когда Вы в такой ситуации не одни, даже посторонние люди, вставшие на Вашу сторону - уже не плохо, желательно обменяться телефонами и заручиться поддержкой.
У сотрудников магазина попросите книгу жалоб и предложений, где Вы опишите, что произошло, когда и почему.
Например, 6 мая 2020 года, в 10 - 45, делая покупки в магазине...... по ул....., зацепилась сумкой за стоящие между стеллажами коробки и уронила банки с огурцами, в количестве 5 штук.. В магазине не соблюдаются нормы размещения и выкладки товаров, и затруднено перемещение по магазину и это явилось причиной порчи товара. Считаю, моей вины в порче товара нет. Сотрудники магазина необходимо расставлять стеллажи и товар так, чтобы не затруднять перемещение покупателей и перекрывать ряды с товаром, который не расставлен на полки.
Хорошо, сфотографировать или сделать видео места, где произошло событие.
Напомните сотрудникам об акте, где также будет указано что и когда случилось, не забывайте, что один экземпляр должны отдать Вам и Вы, можете свое несогласие с описанными сотрудниками событиями записать в акте.
Иногда, фраза " Я не специально, просто у Вас нарушена выкладка товара и не соблюдены условия расстановки торгового оборудования" действует убедительно и Вас с миром отпускают ворчащие сотрудники магазина.
Но, для пущей важности можно упомянуть и нормы СНиП 2.08.02-89 по общественным зданиям и сооружениям, и ГОСТ по розничной торговли, и Классификации предприятий ( ГОСТ 51773-2001 ), пригрозить Роспотребнадзором, Пожарными, МЧС.
Вообще, документов по данной теме много, при необходимости и кому интересно, можно в интернете найти и требования по пожарной безопасности, и санитарные нормы по магазинам, торговым комплексам, павильонам...
Например, кроме указанных ранее, есть свод правил эксплуатации многофункциональных торговых комплексов СП 306.1325800.2017, ГОСТ Р 54608-2011 Услуги торговли, общие требования, нормы и правила касающиеся инвентаря, оборудования тары описаны в ГН 2.3.3.972-00, требования пожарной инспекции к продуктовым магазинам описаны в ППБ 01-03. Именно в этом документе сказано, что в малых стационарных точках проходы вдоль торговых рядов должны быть шириной от 2 м. Обязательные проходы по 1,4 м, через каждые 30 м рядом с товаром.
Требований к магазинам много, если есть желание можете изучить. Если возникнет необходимость, в местном СЭС, пожарном управлении можно проконсультироваться у специалистов, как правило они не отказывают.
Теперь Вы знаете, сотрудники магазина на имеют права требовать с Вас деньги за испорченный Вами не по Вашей вине товар деньги.
Да, если они уверены, что Вы виноваты, то требовать возмещения ущерба они могут только в суде.
Если уверенны в своей правоте, по возможности, заручитесь поддержкой свидетелей, вызывайте полицию.
Конечно, всё сказанное не значит, что Вы можете ходить по магазину размахивая сумкой и руками, брать бутылки и ронять их на пол. Кстати, выпавшая из Ваших рук и разбившаяся банка, бутылка, это может быть и Ваша неловкость, за неё возможно, придётся заплатить. Также, если Ваш ребенок бегал и прыгал в магазине, махал руками и "снес" часть товара со стеллажа, уж извините, но это тоже не нечаянно.
Просто, старайтесь быть аккуратней и проблем будет меньше.
Желаю Вам удачи!
Адвокат Шарков Дмитрий Евгеньевич.
Больше полезной информации здесь .
Более подробно обо мне и моей деятельности здесь .