Найти тему
Шкатулка с историями

В чем сила, брат? Из-за чего поссорились братья Габсбурги.

Во всех счастливых семьях дети счастливы одинаково... но редко какая королевская семья могла с уверенностью назвать себя счастливой. "Дисфункциональная" - гораздо более часто встречающееся определение.

Но чтобы дети - братья и сестры, выросли, в прямом смысле не зная друг друга - такое уж совсем редкость, даже для королевских семей.

У этих братьев так и получилось. Впервые сыновья Хуаны Безумной и Филиппа Красивого

Хуана ла Лока - чокнутая или жертва черного пиара?

встретились, когда старшему исполнилось семнадцать, а младшему - четырнадцать. Карл, выросший в Нидерландах, явился в Испанию, чтобы править...

На стороне старшего - Карла, было право первородства, на стороне младшего -Фердинанда, любовь испанских подданных, старший слыл любимцем одного дедушки - императора Максимилиана I, младший - другого, Фердинанда Арагонского.

-2

Но какие бы честолюбивые надежды не питал Фердинанд, завещание любимого дедушки, Фердинанда Католика, разрушило их. В высшей степени прагматичный государь на смертном одре заглушил в себе голос чувств и призвал на помощь голос разума - оставляя корону старшему внуку, а не младшему.

Младший Фердинанд оказался достойным наследником старшего, он признавал реальное положение вещей и умел ждать.

Братья сразу понравились друг другу, но все же... опасаясь мятежа, Карл выслал Фердинанда прочь из Испании.

За что?🥺
За что?🥺

Не обошлось и без угрызений совести

Казалось, разлука опечалила его. Он подозвал маркиза фон Агуилар, который должен был вести хозяйство Фердинанда, и попросил его скакать к Фердинанду с последним посланием. "Маркиз, друг мой, - сказал Карл, - оставайтесь с моим братом, пока он не поднимется на борт. Кланяйтесь ему от меня и скажите ему, что он часто будет слышать обо мне. Возможно, мне частенько захочется поохотиться вместе с ним в моем парке Дамвилд в Брюсселе на оленей и кроликов. Я уверен, ему там понравится..."- Дороти Гис МакГиган, "Габсбурги".
Карл V
Карл V

Фердинанд часто слышал о нем, но Карл слышал о Фердинанде еще чаще - и совсем не то, что хотел бы услышать. Как водится в политике, слабость может обернуться силой, и наоборот. Слабость Фердинанда была в том, что он МЛАДШИЙ брат - но в этом же таилась и сила.

Император Максимилиан умер в 1519 году, не сумев добиться от курфюстов гарантий избрания Карла следующим императором, и в интригующую предвыборную гонку влезли сильные и швыряющие деньгами кандидаты - Генрих VIII и Франциск I.

В какой-то момент " предвыборный штаб" Карла охватило отчаяние, но тут его тетке Маргарите Австрийской

-5

Маргарита Австрийская - хранительница династии

пришла в голову мысль - Карла в Империи не хотят, потому что боятся сосредоточить слишком большую власть в одних руках. Но Фердинанда так боятся не будут! Он же младший и безземельный.

В письме старшему племяннику Маргарита отводила тому три недели на ответ, в противном случае оставляла за собой право действовать согласно указанного плана - и продвигать Фердинанда в императоры.

Карл никогда не был так зол. Сосредоточить огромную власть в одних руках - не это ли его предназначение и смысл жизни? Курфюсты могли этому сопротивляться, но его же семья? К тому же три недели, которые ему дала Маргарита, казались издевательством - в обычном режиме на вояж из Испании в Нидерланды (где и проживали Маргарита с Фердинандом) курьеру требовалось по меньшей мере две недели.

"Мы уверяем Вас, что пойдем абсолютно на все и слелаем все возможное, чтобы выиграть эти выборы, потому что это то, чего мы больше всего желаем в этом мире"

-ответил Карл тетке. И добавил менее формально и более резко

"Делайте то, что я сказал Вам! Иначе вызовете мое недовольство"

Однако Карл, как никто, был воспитан в понимании, что желания одного человека - ничто, важна только династия, а сила династии - в единстве. И ничто так не покармливает братскую любовь и единство династии, как правильная мотивация и готовность делиться. Фердинанду было сделано встречное предложение, от которого он не смог отказаться.

Фердинанд
Фердинанд

"Если я стану императором, то легко сделаю его (Фердинанда) Королем римлян,и империя навсегда останется под властью нашей династии".

Выборы стоили Карлу 1,5 млн флоринов. И это оказалось отличной инвестицией. Фердинанд - получивший свою долю в наследстве: Австрийские земли, и руку Анны Ягеллонки, сестры короля Венгрии, также оказался отличной инвестицией.

Сила - в династии!
Сила - в династии!

В Империи у Карла, уехавшего в Испанию, не было более верного и умелого представителя, чем младший брат.

А под ногами братьев -Габсбургов горела земля: Испания была охвачена восстанием Коммунерос, в Германии бушевала Крестьянская война, по всей Европе бродили ереси, во Фландрии и Италии начались сражения с могучей Францией, с юга напал еще более грозный сосед - Османская империя. Сумели бы они выстоять, если бы не доверяли друг другу?

Император своему брату королю Фердинанду.
Я получил твои последние письма,  но не смог вовремя ответить, будучи очень занятым. Кроме того, из меня такой плохой шифровальщик, что едва ли тогда я смог бы ясно выразить свои мысли... Теперь я могу рассказать тебе все в деталях.
Прежде всего хочу поблагодарить тебя за поздравления в честь рождения моего второго сына.
Теперь же хочу ответить на твое второе письмо. Ты еще услышишь скоро, как мало желания у христианских государей помочь тебе в сложившихся обстоятельствах (нападение султана Сулеймана). Я прекрасно понимаю - то, что мы с тобой братья и любим друг друга, а также моя заинтересованность в твоем благополучии - главная причина того, что не стоит полагаться на их помощь. Единственное на что мы можем рассчитывать - наши собственные объединенные силы...

Я прошу у тебя совета вот в чем: должен ли я сначала короноваться здесь, а потом сразу ехать в Германию?...
Чтобы ты мог ответить, постараюсь объяснить тебе, какие причины побудили меня покинуть Испанию вопреки мнению советников.
Прежде всего я был твердо убежден в одном, если бы я остался в Испании, мир (с французами и венецианцами) никогда не был бы подписан, мои солдаты устали бы, а средства истощились.
Вторая причина - великая ересь в Германии, растущая с каждым днем. Если и есть от этого лекарство, то только мое присутствие. И кроме того, я бы очень хотел чтобы тебя выбрали королем римлян, а чтобы этого добиться, мне самому сначала необходимо было получить корону империи.
Третья причина - королевство Неаполь, которое, как я уже говорил, полностью разорено войной.
Кроме этих трех соображений, было еще одно - думая, что турецкое нашествие начнется раньше, я рассчитывал встретиться с турком. Я знаю, что собирался сюда с недостаточными силами, но если нам суждено проиграть эту игру, я считал, лучше пусть это случится здесь, чем дома.
В результате вышло так... т.к. мои советники считали что ехать не стоит, флот не оказался готов к назначенной дате, и я потерял впустую двухмесячную зарплату матросов и часть навигационного сезона. Протесты испанцев против моего отсутствия, неурожай - все это вылилось в то, что я вышел в путь позже и не таким подготовленным, как хотел бы. Кроме того, я получил от тебя письмо, что турок не придет в этом году, и эти новости заставили меня изменить маршрут. Я решил тогда сначала заняться Италией, и т.к. здесь были люди, советующие продолжать войну, я, полагая что они хорошо знакомы и со страной и с ее жителями, последовал их советам... и в итоге потерял много времени, не добившись ничего существенного. Кроме того я оказался гораздо дальше от тебя, чем был бы, если бы вторгся на венецианскую территорию... тогда я бы смог разделить с тобой опасности, да и синьория наверняка оказалась бы сговорчивей в миланском вопросе. Но, совершив ошибку с самого начала, требуется очень много сил и времени чтобы все исправить.
Поэтому я прошу тебя, дай мне совет, скажи, что ты хочешь, чтобы я сделал в Германии? и есть ли в этом срочность?
Это письмо длинное и путаное. Но каким бы оно ни было длинным, есть еще вещи, которые я хотел бы обсудить с тобой при личной встрече. Ты не должен отвечать мне на все, только на вопросы, в которых я прошу твоего совета. И прошу тебя, держи это письмо в тайне ото всех.

Болонья, 11 января 1530 г.
-8

Но как часто бывает в игре престолов - любое братство может разбиться. Разбилось и это.

Как - читайте в продолжении.