Умение руководить сотрудниками – это навык, приходящий не сразу. Какой стиль руководства выбрать? Как не стать страшным и злым боссом, которого обсуждают за спиной? Как построить такие отношения с коллегами, чтобы работа была максимально эффективной? Если же вы добились повышения и получили под свое крыло целый коллектив, советуем не паниковать и воспользоваться несколькими проверенными лайфхаками.
Выбирайте демократичный стиль управления
Из трёх стилей — авторитарного (решения единолично принимает руководитель), демократического (решения принимаются коллегиально, начальник контролирует исполнение) и либерального (коллектив сам принимает решения, роль руководителя минимальна) — именно демократический может обеспечить комфортную рабочую атмосферу и максимальную результативность.
Начальник-демократ не отдает жестких приказов, работает в команде, слушает и поощряет своих сотрудников, но при этом не пускает все на самотек. Таким образом, подчиненные станут чувствовать себя более уверенно в общении с вами, и команда добьется лучшего результата.
Мотивируйте не приказами, а с помощью привлечения к решению задач
Дайте сотрудникам почувствовать свою значимость, ведь все хотят, чтобы их работу ценили. Это самая лучшая мотивация! Так подчиненные смогут почувствовать себя важной частью команды. Если же кто-то провинился, не ругайте прилюдно: останьтесь наедине и выясните, почему человек плохо справился с работой, поучаствуйте и, возможно, предложите выход из ситуации.
А вот похвалить прилюдно – это хорошая идея.
Работайте над созданием команды
Вы руководите не каждым сотрудником по отдельности, а целой группой людей. Ставьте четкие цели для вашей команды, трансформируйте цели в понятные задачи, мотивируйте сотрудников. А также учитесь распределять задачи: общайтесь с подчиненными, выясняйте, с чем лучше справляется тот или иной сотрудник и какой вариант распределения полномочий будет более эффективным.
Не зазнавайтесь
Ощущение власти часто может вскружить людям голову! Не поддавайтесь этому чувству, ведь вы пока не властелин мира. Продолжайте работать над собой и помните, что, если вы руководитель, это не значит, что вы всегда знаете всё лучше остальных. Уважайте своих подчиненных, их опыт и достижения, и они будут уважать вас.
Соблюдайте дистанцию в общении
Демократичный начальник не значит такой, который допускает панибратство и полное пренебрежение субординацией. Стоит придерживаться культуры делового общения и строить отношения на взаимоуважении.
Если подчиненный старше вас, общайтесь на «вы», не бойтесь просить совета и узнавать мнение.
И, конечно, верьте в себя: любой большой босс однажды был линейным сотрудником, учился всему также, как и вы, и совершал ошибки.