Найти тему

Решето - хозяйственная утварь, канувшая в лету...

Близится посевная кампания. А это значит, что все необходимые агрегаты для посевной у земледельцев сейчас наготове.

Наши предки-земледельцы также готовились в это время к посевной кампании. Хочу показать несколько фотографий старообрядцев-земледельцев с хозяйственной утварью для посевной. Сейчас эти вещи уже не пользуются спросом и популярностью, а 100 лет назад были в активном ходу. В данном выпуске смотрим на Аксинью с решетом.

Итак, РЕШЕТО - большое сито для просеивания семян. Прежде всего это хозяйственная утварь в виде деревянного обода, на который натянута сетка, служащая главным образом для просеивания.

Аксинья несёт решето.
Аксинья несёт решето.

На фото сверху старообрядка из села Романовка Аксинья несёт решето.

Вот что говорят о решете сами жильцы Романовки:

Василий Иванович Калугин: «Это большое решето, оно было только для семян. Таких решет в деревнях не много было, одно-два. Ходили в другую деревню по решето. То его повешают, насыпют туды пшаницы. Бывает, что зерно с травой. Траву называют куколь, у ей зерно чёрное такое. То зачинам её кружить, и она скружится наверьх, и её сгребёшь, уберёшь. Мелкое зерно всё провалится вниз, а крупное зерно, само чистое, остаётся. То вот это сеяли, разбрасывали руками».

Пётр Стахиевич Калугин: «Вот это вот Аксинья Павловна П. несёт решето. Прилаживашь его на три ремня, их в кольцо закрепляшь на потолке. Насыпашь зерно в это решето и начинашь, приладишься как, крутить. Оно так лёгко крутится, начинат просеваться. А лёгкое всё, охвостья начинат вверху собираться, кучкой, кучкой, и я его уже только рукой собираю. Куколь чёрный тоже просеется. А дедушка наш, он работал так, што мусор весь ко краю, ко краю собиралось. Зерно чистенько».

О селе Романовка. Романовка - село, основанное в Маньчжурии русскими крестьянами-старообрядцами, бежавшими от коллективизации из Забайкалья и Приморья. Благодаря упорному труду беженцев заложенное на голом месте поселение превратилось через несколько лет в процветающее хозяйство. Успехи романовцев оказались столь впечатляющими, что японцы, владевшие в то время Маньчжурией, избрали Романовку в качестве образца для собственных, японских колонистов. Село и его обитатели подверглись тщательному изучению. Фиксировалось всё: приемы строительства, земледелия, скотоводства, охоты, рыболовства и пчеловодства, особенности ведения домашнего хозяйства. Был создан фотоархив, насчитывающий тысячи снимков. Фотографии из этого архива использовались при подготовке издания «Земледелие и жизнь белых русских» и других книг, предназначенных для японских колонистов, которых предполагалось расселять в Маньчжурии. Однако этим планам не суждено было сбыться. Советское наступление в августе 1945 г. покончило с японской колонизацией, но существованию вольных русских поселений тоже пришел конец. Многие обитатели Романовки были отправлены в ГУЛАГ, но некоторым удалось бежать в Гонконг, а затем перебраться на жительство в Бразилию, Боливию, Австралию, США (в Калифорнию, Орегон и на Аляску). Очаг русской народной культуры в Маньчжурии был непоправимо разорён, однако свидетельства о нём чудом сохранились. Уникальный фотоархив был сбережён во время войны его создателем, биохимиком Ямадзоэ Сабуро (1908—2007). Унаследовавший архив японский славист профессор Накамура Ёсикадзу передал его во Владивосток, в Приморский государственный объединённый музей имени В.К.Арсеньева, который в свою очередь приложил недюжинные усилия к выпуску книги: «Дни в Романовке».

Продолжение следует...