Найти тему
Алексей Аксёнов

Как найти осуждённого: обычные и необычные способы

Оглавление

Некоторое время назад старая знакомая обратилась ко мне с просьбой: мол, ты в интернете шаришь, можешь кого угодно пробить – можешь найти колонию, в которой мой бывший парень сидит? Я, слегка подвиснув от самой формулировки вопроса (на кой икс ей, нормальной и красивой девушке, сдался осуждённый преступник? и с какого бока я вдруг стал хакером?), порылся в интернете и законодательстве и написал ей в мессенджере ответ. Ну а тут я решил выложить его в чуть переработанном и расширенном виде: вдруг кому-то из читателей (тьфу-тьфу-тьфу!) эти сведения пригодятся?

Картинка взята из открытых источников в иллюстративных целях. Все права на снимок принадлежат тем, кому принадлежат.
Картинка взята из открытых источников в иллюстративных целях. Все права на снимок принадлежат тем, кому принадлежат.

Есть ли общая база данных по заключённым?

Сразу скажу: такой базы нет. Пока человек сам не напишет или не позвонит (закон допускает звонки близким) – не особо узнаешь, куда его этапировали. ФСИН тут облегчать жизнь родственникам и знакомым не собирается.

Некоторые зацепки есть:

  • Ст. 394 УПК РФ требует, чтобы место отбытия наказания сообщалось ближайшим родственникам.
  • Ст. 75 УИК РФ, гласит, что не позднее 10 дней с момента приговора осуждённому даётся краткое свидание с ближайшими родственниками. На нём он может сказать, куда его направляют.
  • Ст. 17 УИК РФ указывает, что не позднее 10 дней с момента прибытия «на зону» администрация должна официально направить уведомление одному человеку, которого выбрал сам заключённый.

Но легко заметить, что все варианты касаются только близких родственников. Кроме того, если сам осуждённый не потрудился сообщить контактные данные – никто никого уведомлять не будет. Ну а друзей, «бывших», «гражданских супругов» и прочих «родственников и знакомых Кролика» и вовсе по закону уведомлять не требуется.

Что ещё хуже: единой базы данных по осуждённым не может быть в принципе. Нормативные акты (ФЗ «О персональных данных», ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и т. д.) запрещают разглашать личные сведения осуждённых – в том числе и сам факт того, что они отбывают наказание. Дело даже не в том, что возможна попытка организовать побег: сами преступники, даже профессиональные, не всегда горят желаниям сообщать о своём статусе даже родне. Тут, как ни странно, точна старая советская кинокомедия «Джентльмены удачи»: помните, как Косой обиделся на Доцента за то, что тот при однокласснике назвал Косого вором?

Одним словом, ФСИН РФ обнародует информацию о своих «постояльцах» - но лишь статистическую. А разглашение сведений без согласия самих осуждённых в некоторых случаях может быть само по себе преступлением, предусмотренным ст. 137 УК РФ. Так что работаем окольными путями.

Что нужно знать перед началом поиска?

Вот минимум информации, от которого можно плясать при поиске:

  1. Полные ФИО и дата рождения.
  2. Статья, по которой был вынесен приговор.
  3. Суд, вынесший приговор.
  4. Дата приговора.

Может потребоваться и другая информация, но выше приведён тот минимум, без которого поиски вообще бессмысленно начинать.

Ищем с помощью интернета

Итак, мы начинаем искать человека. Для этого можно использовать:

  1. Обычные поисковики (наш любимый и ненаглядный Яндекс, Гугл, Рамблер, и т. д. и т. п.). Метод самый простой: вбиваем всю известную информацию, смотрим выдачу… и ищем иголку в стогу сена. Сразу говорю: метод крайне ненадёжный, но кое-что так узнать можно (я сам так вычислял окружение одного ИПшника, кинувшего нашу фирму на несколько миллионов рублей – и потом пинал полицейских, не горевших желанием искать мошенника: «А такого-то вы допросили? А почему нет?»). Если повезёт, в этом море фекалий (а интернет усилиями «творцов контента», «СЕО-оптимизаторов», креативных копирайтеров-рекламщиков и прочих «продвигателей и вершителей» давно уже превратился в шлак) можно выловить жемчужину настоящих данных. Иногда информация просачивается нелегальным путём, иногда сам заключённый просит друзей и приятелей разместить данные для отправки посылок в соцсетях. Но главный минус такого способа в том, что информацию не особо проверишь.
  2. Официальные сайты учреждений системы ФСИН. Почти бесполезны: они списки заключённых не выкладывают, и сведения о конкретных лицах там можно найти лишь в исключительных случаях.
  3. Электронные письма в колонии (если известна хотя бы область, где сидит человек). Но там информацию выдают только по запросу родственников.
  4. «Онлайн-поисковые сервисы». Забываем как страшный сон сразу. Им неоткуда брать информацию. А уж если там написано что-то вроде: «Заплати фигсот килорублей и получи полную выписку из личного дела» – то это точно мошенники.
Если в сервисе предусмотрены варианты выбора исправительного учреждения типа «федеральные тюрьмы», «окружные тюрьмы» –смело шлите этот сервис к лешему. Ничего подобного в России нет. Весь перечень типов исправительных учреждений можно посмотреть в ст. 74 УК РФ – и тюрьма там крайне редкая вещь. Их всего 8 штук на всю Россию – ровно на одну больше, чем колоний особого режима, где сидят осуждённые к пожизненнму. И по типам они не делятся.
И да: если вам предложили искать через «сайт Федерального управления тюрьмами России» – тоже шлите сервис на йух. Такой организации нет и никогда не было.
Иногда в просторечии «тюрьмой» могут назвать СИЗО, в котором можно не только сидеть до суда, но и отбывать наказание. Ст. 77 УИК РФ разрешает оставлять заключённого на хозработах там – но лишь с разрешения начальника СИЗО, с согласия самого осуждённого – и если он идёт «по первой ходке», и его не надо особо серьёзно наказывать. Такое не особо часто бывает.

Стоит ли пользоваться «даркнетом»?

Многие всерьёз верят, что на просторах так называемого «даркнета», «тёмного интернета» можно найти всё. Увы, я вынужден разбить хрустальные мечты – именно потому, что в том самом «даркнете» я активно присутствовал какое-то время:

  1. Даже на сайтах с расширением .onion через принципиально анонимную сеть TOR вы ничего серьёзного бесплатно не найдёте.
  2. Услуги «хакера», который может «взломать всё, что угодно», стоят дорого – а вот оказывают их обычно мошенники. И тут анонимность играет свою роль: как вы того самого «хакера», которому заплатили, потом будете искать? Он заберёт деньги и растворится в тумане.
  3. Я сильно огорчу, если скажу, что самые «анонимные-анонимные» форумы и сайты, где обсуждаются «стаслые-ужаслые вещи» вроде организации терактов, оптовой торговли наркотой, оружием, заказа киллеров и прочих «истинно взрослых вещей» – проедены информаторами ФСБ насквозь? Ребята из управления «К» ФСБ РФ свой оклад не за красивые глаза получают. Опять-таки, анонимность тут работает в обе стороны.
Так что могу сказать одно: соблюдайте закон – и ходите в «даркнет» только как на экскурсию (а лучше не ходите совсем, там не особо интересно). Попытаетесь заказать там что-то нелегальное – в лучшем случае вас кинут на деньги. В худшем – вы сядете. «Кулхацкеры», готовые принять заказ от случайного «мимокрокодила», бывают только в глупых книгах и фильмах. Серьёзные люди светится не станут, и вероятность их нечаянно встретить примерно такая же, как столкнуться на улице Москвы с динозавром. (Ага – 50%, «То ли встречу, то ли нет»). Чтобы с ними встретиться, нужно уже как минимум «быть в теме».

Как искать?

1. По справочнику исправительных учреждений

Самый простой, но эффективный вариант, пригодный для родственников:

  1. Узнаём, в каком регионе состоялся суд.
  2. По справочнику (они-то как раз легальные) узнаём, какие колонии и прочие «зоны» есть в том регионе.
  3. Находим адрес официального сайта колонии.
  4. В разделе «Контакты» ищем официальную электронную почту.
  5. Пишем письмо с просьбой сообщить, находится ли в колонии конкретный человек. Обязательно прикладываем сканы документов, подтверждающих родство.
  6. Если ответа нет (а его обычно и не бывает) – там же записываемся на приём к начальнику, который уже обязан сообщить, увидев оригиналы документов от близкого родственника, есть ли в его учреждении конкретный человек.

2. Через прокуратуру

Если нет сведений, можно попробовать подать жалобу прокурору района, на территории которого состоялся суд.

Честно скажу: вероятность узнать что-то крайне мала. Закон даёт осуждённому право сообщить о своём месте пребывания родственникам. Однако право – не обязанность. Принудить дать информацию его нельзя. А сами по себе органы ФСИН ничего обнародовать и не обязаны.

3. Через полицию

Можно попытаться обратиться в органы МВД с заявлением о пропаже человека. И это может даже сработать. Однако куда с большей вероятностью вы получите ответ типа: «Сидоров Иван Петрович был осуждён приговором Энского районного суда по статье … УК РФ осьмнадцатого мартобря две тысячи надцатого года. Передан для отбытия наказания в распоряжение ФСИН». Ничего больше закон предоставлять от них не требует.

4. Канцелярия суда

Даже обращаться бессмысленно. Суд выносит приговор, но не определяет, в какой конкретно колонии будет происходить отбытие наказания.

5. ГУ ФСИН

По запросу от адвоката или близких родственников данные могут предоставить. Но и это не точно.

Странный, но вроде бы рабочий способ

Уже во время написания статьи я обнаружил странный, но, по утверждению автора, рабочий алгоритм поиска, дающий результат:

  1. С помощью официальных сервисов находим суд, рассматривавший дело. Для этого нужно знать, где было совершено преступление. Кстати, это даже не обязательно та область, в которой проживает осужденный: я сам в качестве гособвинителя участвовал в процессе, где судили двух гастролёров из Воронежа – но приговор выносил Старооскольский районный суд.
  2. Находим номер уголовного дела, статью и дату вступления приговора в силу. Опять-таки, тут работает официальная база данных судов: судебные акты (пусть и без фамилий) в сеть выкладываются.
  3. Находим все колонии на территории конкретного субъекта РФ.
  4. В каждую на официальную электронную почту пишем письмо с содержанием типа: «Прошу принять исполнительный лист на Сидорова Ивана Петровича, осуждённого по ст. 666 УК РФ приговором Энского районного суда Эмской области». Это нормальная практика: не всегда гражданский иск от потерпевшего рассматривается в рамках уголовного процесса, иногда потерпевший ждёт вступления приговора в силу, чтобы не тратить время на доказывание (принцип преюдиции никто не отменял). И тогда вполне резонно отправить администрации колонии исполнительный лист, чтобы она взыскивала из заработка осуждённого возмещение.
  5. Если в ответ пришло согласие – значит, человек точно сидит там.

Насколько это работает –я лично не проверял, но с точки зрения закона он резонен. Вот только если отбывать наказание отправили в другой регион – ищи-свищи осуждённого по всей России. Отбывать наказание оставляют обычно в своей области или республике, но вполне допустимо этапировать и куда подалее.