Иногда брошенные железные дороги оживают. Годами рельсы лежат в лесах и используются пару раз в неделю исключительно пригородными поездами, но времена и технологии меняются, и внезапно о забытых перегонах вспоминают.
Есть в Тверской области город Кимры, он находится в 130 километрах от Савёловского вокзала, и туда даже ходят электрички. Вокзал получил название по району города Кимры - Савёлово, поэтому он именно Савёловский, а не Кимрский. Вы, скорее всего, и знать не знали о том, что это за место такое - Савёлово, но для железнодорожных фанатов Москвы это своего рода локомотивная Мекка - скоро объясню, почему.
Как я уже сказал, станция Савёлово расположена в городе Кимры на линии Москва - Сонково - Будогощь - Санкт-Петербург, линию эту ещё называют Савёловской магистралью или Мологским ходом, она дублирует основной ход Октябрьской ЖД, где сейчас ходят "Сапсаны". До конца 2012 года весь Мологский ход, и в особенности - участок Сонково - Савёлово, был почти мёртвым: из регулярных поездов - только пригородные и раз в неделю пассажирский Москва - Рыбинск, а если сильно повезёт - то местный грузовой на пару-тройку вагонов. А вот транзитных грузовых, которые являются жизненной силой железных дорог, не было если не с распада СССР, то с середины 1990-х уж точно!
Однако в конце 2012 года на ветке, которая долгие годы считалась мёртвой, началась какая-то суета. Я узнал о ней, когда мне прислали фотографию тепловоз 2ТЭ116 с наливным составом на перегоне Савёлово – Белый Городок, которую сделал автор под ником Дурдом. Что?! Не тепловоз ТЭМ18 с двумя вагонами, а жирный полноценный товарняк?! Оказалось, с середины декабря 2012 года на линии Будогощь - Сонково - Савёлово производилось движение грузовых поездов в тестовом режиме, как я понял, для разгрузки основного хода Октябрьки, Ярославского направления и каких-то других веток. Наливные составы шли с Нефтебазы в Киришах, что в Ленинградской области.
В железнодорожном сообществе гуляла информация, что этот тестовый режим пропуска грузовых должен был прекратиться 10 января, и я решил, что до его окончания туда непременно надо попасть, чтобы увидеть все эти чудеса своими глазами, ведь не было известно, оставят ли там движение, или уберут, обратив Савёлово обратно в глухомань.
Компанию мне составил Анатолий, с которым мы встретились в электричке уже на следующий день.
Приехав в Савёлово, мы немедленно отправились на перегон в строну Белого Городка. Вдоль путей лежит лыжня, и много людей катаются здесь на лыжах. Вот и я шёл и мечтал, что если не этой зимой, то следующей уж точно, непременно обзаведусь лыжами и покатаюсь на них в этом месте, возьму чай в термосе, бутербродики и, само собой, фотоаппарат. А почему бы и нет? И физкультура и красивая фотография! Правда, о лыжах я забыл в тот же день, только сев в обратную электричку, и никогда больше о них не вспоминал.
Итак, поезда и фотографии! И первым сфотографированным поездом стал пригородный сообщением Савёлово - Углич. Забавно, что предыдущие два раза, что я здесь был, под этот пригородный выдавался этот же тепловоз, этой же кабиной вперёд, погода была в точности такая же, а изменилось только место съёмки, и то на пару десятков метров.
В лесу царило рождественское настроение: падали редкие снежинки, сквозь тучи пробивался рассеянный солнечный свет, а чистый снег его усиливал; абсолютная тишина, лисица, прошмыгнувшая через пути, и только изредка где-то далеко среди туч гудели самолёты, которые заставляли нас, принявших их за поезд, каждый раз вслушиваться.
Единственным достоверным показателем того, что поезд едет, для нас должен был стать предупредительный светофор, мигающий жёлтым огнём. Но пока он не мигает, а значит, входной светофор закрыт и ожидаемый поезд не едет. Кстати, а кто эти двое около светофора? А это ещё две желающих сфотографировать грузовой поезд, с которыми мы на тот момент не были знакомы, да и не сочли нужным знакомиться, а позже выяснилось, что один из них - Пётр Искусных, или Emperior, главный поклонник Савёловской магистрали, а другой - Антон Петров, кому надо, те их знают.
Мы решили не пристраиваться к Петру и Антону и продолжиди ждать поезда в полукилометре от них. Полтора часа ожидания были скрашены горячим чаем и подарочными конфетами, которым не суждено было попасть на новогодний стол к Толяну домой. Наконец, жёлтый огонь на предупредительном светофоре начал мигать, а через пять минут из-за леса начал доноситься шум долгожданного товарняка. А вот и его локомотив вылез из-за деревьев, да не абы какой, а весьма интересный зелёный 3М62 без средней секции! Редкий уже по меркам 2013 года тепловоз с цистернами и хопперами порадовал нас, хоть и накрыл метелью. Подумать только -зелёная "Машка", удача какая!
В дальнейшем какие только тепловозы в Савёлово не заходили. Абсолютно все существовавшие и существующие грузовые серии, даже вымершая 2ТЭ10В приписки ТЧЭ Иваново, которую я по счастливой случайности поймал осенью 2013-го, когда катался там на велосипеде.
Но именно локомотивный зоопарк и привлекал фотографов, да и сейчас привлекает. Это как азартная игра можно вложить время и деньги и поймать редкий тепловоз - 2ТЭ116 или М62, а можно и потерпеть неудачу, дождавшись скучного 2ТЭ116У в корпоративных цветах - таких локомотивов очень много, они не отличаются друг от друга, а потому мы их фотографируем без особого удовольствия.
Когда всё стихло, будто поезд здесь и не проезжал, мы предположили, что тепловоз очень быстро подберёт на станции Савёлово другой состав и поедет в обратную сторону, а потому решено было остаться в лесочке, чтобы сделать ещё одну фотографию. Тут мы сделали попытку познакомиться с Петром и Антоном: подошли к светофору, где они стояли, и попытались завязать с ними беседу. Ребята почему-то не шли на контакт, и мы, не выудив из них ни слова, вернулись на исходную точку. Поезда всё не было и через час мы отправились на станцию Савёлово, чтобы сесть в московскую электричку.
Но, как это всегда и бывает, обратный товарняк поехал как раз тогда, когда мы были в не самом живописном месте, так что коллекция пополнилась фотографией, сделанной из-под насыпи: не худший вариант, но можно и гораздо лучше.
На станции мы купили печенье к чаю, сфотографировали ВЛ10У, который готов был увезти состав от Машки в Дмитрову, сели в электрику и поехали восвояси.
На сегодняшний день, 13.03.2023, грузовое движение в Савёлово только нарастает. Весь Мологский ход попал под реконструкцию,в ходе которой на некоторых перегонах вдоль путей воткнули уродские столбы для обеспечения электрической централизации, а кое-где - и вовсе отгородили железную дорогу пятиметровым железным забором. Вы там в РЖД с кукухой дружите? Огораживать забором всё ещё малодеятельную железную дорогу в местах, где живут полтора человека - другие проблемы на сети уже решены?! Перегон Савёлово - Белый Городок - главная железнодорожная Мекка для москвичей, где поезда не фотографировал только ленивый, раньше был целиком на деревянных шпалах, что придавало ему особый антураж и атмосферу, сейчас же его переложили на бетон. Просто осознайте: до 2020 года в каких-то 120 километрах от Москвы начиналась железная дорога будто из позапрошлого века! Деревянные шпалы, звеньевой путь, ручные стрелки на станции Савёлово - всё попало под реконструкцию. Ничего не поделаешь, время идёт вперёд, а нам остаётся только скучить по ушедшей эпохе.
С вами был Блог ЖД Фотографа. Ткните, пожалуйста, лайк, раз уж дочитали - так Дзен поймёт, что контент интересен и покажет его новой аудитории. Жду в комментариях ваших фотографий с поездами из этих мест, если таковые имеются. До новых встреч!