Найти тему
O K

Музей хрусталя имени Мальцовых в Гусь-Хрустальном

Перед зданием Музея хрусталя установлен памятник Акиму Мальцову - основателю стекольного Гусевского завода.
Перед зданием Музея хрусталя установлен памятник Акиму Мальцову - основателю стекольного Гусевского завода.

Музейные экспозиции часто размещаются в исторических зданиях, иногда - в бывших культовых сооружениях, превращённых в храмы искусства, вот и Музей хрусталя в Гусь-Хрустальном располагается в бывшем соборе Святого Георгия, построенном по проекту Леонтия Бенуа в 1885 году.

Здание Музея хрусталя имени Мальцовых
Здание Музея хрусталя имени Мальцовых

Заказал строительство Георгиевского собора выдающийся промышленник, дипломат и меценат, почётный гражданин города Владимира, Юрий Степанович Нечаев-Мальцов. Этот незаурядный благотворитель вошёл в историю России, как главный спонсор Музея изобразительных искусств имени Пушкина в Москве. В 1880 году Юрий Степанович Нечаев стал наследником Ивана Сергеевича Мальцова - своего влиятельного дяди - владельца Гусевского хрустального завода. Вступая в права наследования, Нечаев принял также и фамилию дяди, и стал Нечаевым-Мальцовым.

Здание Музея хрусталя имени Мальцовых
Здание Музея хрусталя имени Мальцовых

Георгиевский храм, похожий на сказочный терем стал образцом "русского стиля", гордостью не только города, но и всей Владимирской губернии. Сам Бенуа отмечал, что этот храм – одно из лучших его творений. Изначально собор был грандиозным сооружением с трапезной, придельными церквями, шатрами над колокольней и папертями с галереями. В оформлении фасада Бенуа использовал самобытные декоративные элементы древнерусского зодчества: ряды кокошников, красивые наличники окон с килевидными арками, резные порталы, изразцовые украшения стен, галереи и крылечки с узорными столбами, придающие зданию нарядный вид.
В 1920-х годах Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном, как и многие храмы в стране, был сильно видоизменён. У него безвозвратно были снесены купол, верхний ярус и  колокольня. Собор, который по своему новому виду перестал напоминать храм, отдали под нужды "Дворца труда".

Спустя десятилетия Георгиевский собор отреставрировали для Музея хрусталя имени Мальцовых. С 1983 года музейная экспозиция располагается в прекрасных интерьерах Георгиевского храма с высокими белоснежными сводами, с колоннадой из черного лабрадорита и произведениями искусства великих мастеров.

Выполненная по эскизу Васнецова великолепная мозаика "О тебе радуется, Благодатная" украшает алтарную часть собора. Её автор - известный петербургский мастер Владимир Александрович Фролов. Васнецов оценил мозаичную работу Фролова как безукоризненную по художественному исполнению.

Мозаика "О тебе радуется, Благодатная"
Мозаика "О тебе радуется, Благодатная"

Мозаика Георгиевского собора выполнена в технике полихромной смальты. Владимир Александрович Фролов создал множество подобных работ, в том числе - мозаики в храме Спаса на Крови в Санкт-Петербурге и смальтовые мозаичные панно на многих станциях Московского метро. Он же украсил мозаичным фризом московский особняк Рябушинского, о котором можно прочитать в моей статье "Архитектурный шедевр Шехтеля".

Картина "Страшный суд" В.М. Васнецова
Картина "Страшный суд" В.М. Васнецова

От прежнего убранства Георгиевского собора сохранилось и огромное живописное полотном, размером 7 квадратных метров, на западной стене, под названием "Страшный суд" кисти Васнецова. Эта картина вернулась на своё место после сложнейших работ, произведённых группой петербургских реставраторов под руководством Казакова, известного по реставрации росписей Исаакиевского собора и дворцов Петергофа.

Экспозиция Музея хрусталя
Экспозиция Музея хрусталя

Основу коллекции музея составляют изделия из хрусталя, которые создавались на Гусевском заводе. Основанный в 1756 году Акимом Мальцовым, этот завод по праву считается одним из старейших не только в России, но и в Европе. Да и сам город Гусь-Хрустальный обязан своим происхождением и развитием хрустальному заводу, более полутора столетий принадлежавшему купеческо-дворянскому роду Мальцовых. Завод и сейчас носит имя своего основателя - Акима Мальцова. Продукция завода конца XVIII века шла на удовлетворение запросов мелкого и среднего купечества, духовенства и чиновников. Производство на заводе хрусталя, не менее качественного чем богемский, но более дешёвого, организовал Иван Сергеевич Мальцов в 1830 году.

На Гусевском заводе по самой современной технологии с 1831 года стали выпускаться изделия из трёхслойного стекла под золото и серебро, хрустальные изделия с алмазной гранью. Уже на II Всероссийской выставке мануфактурных изделий, проходившей в 1831 году в Москве, гусевский хрусталь был отмечен «малой золотой медалью». Через два года гусевские изделия завоевали на Петербургской выставке «большую золотую медаль».

Экспозиция Музея хрусталя
Экспозиция Музея хрусталя

Иван Сергеевич Мальцов положил начало сбору при фабрике уникальных изделий из стекла и образцов массового производства. Сам торговый дом Карла Фаберже был постоянным клиентом Гусевского завода. Иван Сергеевич Мальцов стал основным поставщиком императорского двора, имевшего право налагать на свои изделия герб России. Такой чести удостаивались единицы из числа российских заводчиков. Хрусталь Гусевского завода получил золотую медаль на Всероссийской мануфактурной выставке в 1865 году и бронзовую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.

После революции завод был национализирован. В 1930 годы был достигнут довольно высокий уровень производства, правда только по объему, а не по качеству. В 1939 году началась реконструкция предприятия, и вскоре завод начал выпускать большой ассортимент хрусталя, в том числе высокохудожественные изделия. В годы Великой Отечественной войны хрустальный завод перешёл на выпуск продукции для нужд фронта. Вместо хрусталя завод начал выпускать медицинские ампулы, светотехническое стекло, термосы, фляги и шары для горючей смеси.11 сентября 1943 года на заводе начали выпускать гранёные стаканы, разработанные Верой Мухиной - завод выпускал их в количестве десятков миллионов штук. Сразу после войны на заводе возобновился промышленный выпуск привычного ассортимента, в начале 50-х годов началась массовая выработка свинцового хрусталя. Завод снова начал принимать участие в международных выставках. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе продукция завода была отмечена Бронзовой медалью. В 1976 году коллекция наград пополнилась двумя золотыми медалями на выставке в Братиславе, а в 1979 году - Большой золотой медалью на Лейпцигской ярмарке. Производство хрусталя постоянно совершенствовалось. В 90-е годы завод оснастили роботами по нанесению алмазной грани. Они позволили увеличить производительность труда в 3 раза. Вместе с этим на заводе работали и высококлассные мастера-стеклодувы, которые создавали настоящие произведения искусства, в том числе - из многоцветного стекла, в которое вплавлялась венецианская нить. Лучшие работы выдающихся гусевских мастеров и художников представлены в Музее хрусталя.

Сегодня коллекция Музея хрусталя насчитывает не менее 2 тысяч экспонатов. В экспозиции музея представлены не только уникальные авторские работы художников стекла с 200-летней историей, но и новые оригинальные изделия современных мастеров.

Судя по представленным на сайте завода образцам изделий, заводские мастера и сейчас выпускают достойную продукцию, пользующуюся спросом. На сайте Гусевского завода написано, что "и нынешние хрустальных дел мастера славят свой легендарный край, создавая подлинные шедевры, творя вечную красоту тонких хрустальных граней…"

Экспозиция Музея хрусталя
Экспозиция Музея хрусталя

В 2009 году у завода возникли серьёзные проблемы, в 2012 году он обанкротился, но в конце 2013 года производство хрусталя было возобновлено. В старом цехе было установлено новое оборудование и вместо традиционных ваз и бокалов там было налажено изготовление авторского хрусталя ручной работы по индивидуальным заказам.

Мы были в музее хрусталя вместе с экскурсионной группой, приезжали из Владимира, в котором останавливались в гостинице "Золотое кольцо" во время нашей рождественской поездки. Но музей можно посетить и самостоятельно. Время работы музея:
вторник-среда: с 10:00 до 16:00; четверг-воскресенье: с 10:00 до 17:00; понедельник – выходной день; 3-й вторник месяца – санитарный день.
О других достопримечательностях "легендарного края" можно прочитать в моих предыдущих статьях:
"Музей деревянного зодчества в Суздале",
"Кремль Суздаля",
"Спасо-Евфимиев монастырь Суздаля",
"Город золотой. Суздаль - жемчужина Золотого кольца",
"Владимир. Золотые ворота",
"Владимир. Дмитриевский собор",
"Владимир. Успенский собор",
"Город золотой. Владимир - древняя столица Северо-Восточной Руси",
"Храм Покрова на Нерли" и
"Боголюбово - княжеская резиденция Андрея Боголюбского".
Следующий мой фотоотчёт будет посвящён Троице-Сергиевой лавре. Подписывайтесь на
мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.

Еда
6,23 млн интересуются