Локдаун 2020 года подтолкнул людей к покупкам через интернет — даже тех, кто раньше от них сознательно отказывался. В прошлом году число заказов на онлайн-площадках, которые работают с ЮKassa, выросло на 45% по сравнению с 2019 годом, обороты платежей — на 49%. Как бизнесу встроиться в новую реальность?
Какие тренды определят развитие торговли через интернет, прогнозирует Иван Глазачев, генеральный директор ЮMoney.
Есть куда расти
По данным компаний We Are Social и Hootsuite, в 2020 году в РФ было 118 млн пользователей интернета. Mediascope приводит другую цифру — примерно 97 млн человек. При этом 90% из них выходят в онлайн каждый день, 61% делают это через мобильный телефон — примерно раз в месяц.
Читайте по теме: Как 3 подруги в локдаун перезапустили бизнес с нуля
Несмотря на разницу, в одном эти данные показательны: для многих интернет стал привычной площадкой для общения, досуга, работы и, конечно, покупок. Основываясь на итогах 2020 года, АКИТ прогнозирует рост российского рынка электронной коммерции до 2,93 трлн руб., при этом 79% — это внутренняя торговля, 21% — международная. Онлайн-бизнесу есть куда расти — и он продемонстрировал это еще во время локдауна.
Толчок в пропасть или к росту
Карантин поставил компании перед выбором — переключиться на онлайн или вообще уйти с рынка. И судя по показателям, многим удалось адаптироваться к новым условиям.
Читайте по теме: Консервативные покупатели пришли в онлайн
Если смотреть по микро-, малому и среднему бизнесу с оборотом до 2 млн руб. в месяц, то у компаний и предпринимателей, которые работают с ЮKassa, число продаж выросло в 2020 году на 44% относительно 2019 года.
Обороты платежей увеличились на 49%, а вот средние чеки почти не изменились — подросли всего на 4%. Показатели по категориям товаров и услуг в этих сегментах бизнеса тоже оптимистичные. Так, в декабре 2020-го — январе 2021-го по сравнению с таким же периодом годом раньше в большинстве категорий наблюдался рост оборотов у онлайн-площадок. Сильнее всего этот показатель увеличился у интернет-магазинов с товарами для дома, для хобби, а также для домашних животных — на 25% в каждой из трех категорий.
У бизнеса с месячным оборотом от 2 млн руб. этот показатель тоже вырос, но в других категориях. В декабре 2020-го — январе 2021-го самый заметный рост оборотов платежей был у онлайн-площадок в категориях аренды жилья, оборудования, автомобилей — в 6,1 раза в каждой группе относительно такого же периода годом раньше.
Заметно выросли обороты платежей и в других категориях: детские товары — в 2,7 раза, финансовые операции — в 2,2 раза, одежда, обувь, аксессуары — в 2,1 раза.
Все в интернет
Продажи в интернете стали обязательным условием для бизнеса, точкой паритета — вне зависимости от отрасли. Компании стали внимательнее учитывать в своих бизнес-моделях изменение покупательского поведения в онлайне, что положительно сказывается на пользователях.
Перемещение потребительского спроса в интернет заложило сразу несколько трендов в индустрию онлайн-торговли. Среди них — развитие маркетплейсов, рост востребованности супераппов (экосистем, объединяющих разные сервисы), развитие логистики, увеличение продаж в мобильных каналах, рост популярности бесконтактной оплаты, усиление влияния соцсетей и мессенджеров на потребителя.
Читайте по теме: Соцскиллы и фейсфитнес: чему учатся россияне в онлайне и сколько за это платят
На рынке среди компаний наблюдается тенденция по использованию мессенджеров для выставления счетов на оплату товаров и услуг. Также на потребительском спросе скажется развитие бесшовных процессов интернет-покупок, объединение разных платежных инструментов в единое целое — например, оплата онлайн-заказов с разных счетов, подключенных к одному электронному кошельку.
Возможность онлайн-оплаты постепенно становится для бизнеса жизненной необходимостью, потому что покупатели все чаще рассчитываются именно таким образом.
Так, в 2020 году число платежей через наш сервис с помощью интернет-банкингов, банковских карт и электронных кошельков выросло на 22, 17 и 4% соответственно по сравнению с 2019 годом. Если смотреть по долям, в прошлом году на банковские карты пришлось 66% платежей через сервис, на Apple Pay, Google Pay и другие системы бесконтактной оплаты — 13%, на электронные кошельки — 7%, на интернет-банкинги — 5%.
Кстати, по оборотам платежей самый большой рост в 2020 году показали системы бесконтактной оплаты — в 2,1 раза относительно 2019 года.
Читайте по теме: Как поднять конверсию с помощью бесконтактных платежей
Компании, которые сумели адаптироваться, уже столкнулись с новым вызовом — выросшей конкуренцией в интернете. Из-за этого бизнесу теперь нужно держать руку на пульсе финтеха и внедрять передовые решения в борьбе за покупателя — а значит, за собственное будущее в новой реальности.
Подписывайтесь на канал , чтобы узнавать про новые кейсы для бизнеса первыми.