Найти в Дзене
Молодость в сапогах

Гражданская авиация СССР в Великой Отечественной войне.

Погрузка раненного в санитарный самолет С-3, ранее принадлежавший ГВФ.
Погрузка раненного в санитарный самолет С-3, ранее принадлежавший ГВФ.

Авиационная промышленность в СССР в довоенный период развивалась усиленными темпами. Многие машины строились сразу и в военном и в гражданском варианте (с возможностью быстрой переделки в военный). Так, например, широко известный бомбардировщик СБ со снятым вооружением и кабинами пассажиров на месте штурмана и бортстрелка стал (в зависимости от типа двигателя) гражданским почтовым (курьерским) самолетом ПС-40 или ПС-41. Скоростной почтовик давал возможность осуществлять срочные перевозки на необъятных просторах нашей страны в условиях извечных проблем с дорогами.

ПС-41 на лыжном шасси. Литера "Л" в регистрационном номере означает " Управление ГВФ". Эти самолеты с 1939 года  работали  на маршруте Москва-Владивосток. Регулярные рейсы на трассе протяженностью 7000 км в зимнее время за трое суток (с учетом промежуточных посадок), которая проходит над безлюдными районами со слабо развитой инфраструктурой, это серьезное достижение для авиации того времени.
ПС-41 на лыжном шасси. Литера "Л" в регистрационном номере означает " Управление ГВФ". Эти самолеты с 1939 года работали на маршруте Москва-Владивосток. Регулярные рейсы на трассе протяженностью 7000 км в зимнее время за трое суток (с учетом промежуточных посадок), которая проходит над безлюдными районами со слабо развитой инфраструктурой, это серьезное достижение для авиации того времени.

Имелись гражданские аналоги и у бомбардировщиков ТБ-1 и ТБ-3, разведчика Р-5 и Р-6, но об этом мы еще расскажем подробно.

Матчасть и личный состав ГВФ представлял из себя естественный резерв ВВС РККА на случай войны (первый опыт - война с Финляндией), причем резерв хорошо подготовленный и способный к полетам в сложных метеоусловиях и в ночное время. Помимо включения в состав бомбардировочной, морской и транспортной авиации, с началом боевых действий начали формироваться и отдельные авиационные группы ГВФ, имевшие часто очень разнообразный состав и уникальные задачи. Постановлением СНК с июля 1941 года ГВФ передавался в подчинение НКО СССР, на базе региональных управлений ГВФ создавались 6 авиационных групп особого назначения (АГОН).

Штамп в верхнем левом углу документов штаба Киевской АГОН.
Штамп в верхнем левом углу документов штаба Киевской АГОН.
Полностью лист сопроводительной записки.
Полностью лист сопроводительной записки.

По справке в группе 110 самолетов самых разных типов - от уникального и во всех смыслах передового ПС-35 (всего выпущено 11 единиц) до учебных УТ-1 и УТ -2

АНТ-35 конструкции Туполева, создан в 1936 году,  он же ПС-35. Максимальная скорость: 372 км/ч на высоте 1560 м, крейсерская скорость 346 км/ч на высоте 3600 м, Практическая дальность: 920 км. Летавший на международных линиях Москва-Прага и Москва-Стокгольм, в годы войны летал в тыл врага, доставляя парашютистов и грузы для партизан.
АНТ-35 конструкции Туполева, создан в 1936 году, он же ПС-35. Максимальная скорость: 372 км/ч на высоте 1560 м, крейсерская скорость 346 км/ч на высоте 3600 м, Практическая дальность: 920 км. Летавший на международных линиях Москва-Прага и Москва-Стокгольм, в годы войны летал в тыл врага, доставляя парашютистов и грузы для партизан.
Учебно-тренировочный УТ-1.
Учебно-тренировочный УТ-1.

Состав группы показан в следующей таблице (ссылка в конце статьи), она занимает разворот, так что в доступном для публикации формате увеличить нет возможности, но читатели могут это легко сделать сами в настройках браузера или непосредственно при просмотре оригинала по ссылке.

-7

Изучив материал, можно сделать вывод, что большинство раненных (308 человек), бойцов и командиров (690 человек), медперсонала и прочих пассажиров перевезено легкими самолетами на базе У-2 (СП, СКФ, С-1, С-2), Я-6 (он же АИР-6, не путать с Як-6, которого в июне 1942 еще не было) и учебными УТ. С учетом возможности загрузить в санитарный У-2 двух человек раненных плюс фельдшер (максимум) можно представить себе интенсивность эксплуатации этих самолетов за "первую декаду июня 1942 года".

АИР-6 во время рекордного перелета Москва-Иркутск-Москва. Август 1934 года. Иногда в литературе встречается неофициально название-прозвище "исполкомовский самолет". Трехместная закрытая кабина позволяла ему претендовать на статус "воздушного лимузина" . Я-6 имел возможность садиться и взлетать на небольших полевых аэродромах,  при этом условия перелета были куда более комфортными, чем на У-2.
АИР-6 во время рекордного перелета Москва-Иркутск-Москва. Август 1934 года. Иногда в литературе встречается неофициально название-прозвище "исполкомовский самолет". Трехместная закрытая кабина позволяла ему претендовать на статус "воздушного лимузина" . Я-6 имел возможность садиться и взлетать на небольших полевых аэродромах, при этом условия перелета были куда более комфортными, чем на У-2.

Еще одна интересная машина, которой в июне 1942 в составе Киевской группы уже вроде как быть не должно (если верить популярным статьям в Интернете), это ПС-43 . Один исправный (перевез за первую декаду июня 1942 года 37 бойцов и командиров, а также 21 другого пассажира) и один неисправный. Лишний раз напоминаем читателям: книги и статьи пишут люди и ВЕЗДЕ есть ошибки. Хотите знать "как было на самом деле" - читайте документы. Про ПС-43 скажем лишь, что машина в ГВФ пользовалась популярностью, т.к. являлась результатом долгого и болезненного процесса освоения в производстве и модернизации под отечественное оборудование и вооружение американского «Vultee» V-11. Указанный самолет к моменту покупки лицензии (1936 год) по своим характеристикам выдающимся уже не был, но покупался именно как образец применения новых технологий с целью освоения отечественной авиапромышленностью. Отечественный вариант штурмовика БШ-1 в строй так и не встал, зато в гражданском варианте вполне прижился в ГВФ - как почтовый и курьерский самолет.

ПС-43 ГВФ.
ПС-43 ГВФ.

ПС-43 активнее всего применялся в другой авиагруппе ГВФ - Московской (МАГОН). Причем не только для связи, но и для разведки. Для защиты от вражеских истребителей на самолетах устанавливали заднюю стрелковую точку, огонь из которой часто вели сами же пассажиры, отдельного стрелка в экипаж не вводили.

По другим машинам коротко отметим: ПС-84 это Ли-2, Г-2 - гражданский вариант ТБ-3, прочие типы мы еще рассмотрим в статье и ее продолжении.

На базе авиагрупп ГВФ ближе к концу 1942 года стали формировать отдельные полки и эскадрильи. Это были не только транспортные и связные, но и ударные самолеты. Ночные бомбардировщики У-2 (По-2) и Р-5 активно применялись до самого конца войны.

"Боевое донесение штаба 105 гв. оавп ГВФ" от 16.04.1945 г. сообщает, что 1-я АЭ полка "работала на разведку войск противника и бомбометание перед фронтом Земландской группы войск", совершив с 4 по 15 апреля 222 вылета с налетом 249 часов 10 минут. Также бомбила передний край вторая АЭ, а третья занималась эвакуацией раненных (ссылка в конце статьи). Полк полностью укомплектован только самолетами По-2 (плюс один исправный транспортный Ли-2).

Эскадрильи 8-го полка ГВФ за первую декаду апреля 1943 года совершили 635 вылетов (не отмечены как боевые) и налетали 790 часов. Перевезено личного состава 373 человека и 59.6 тонн грузов - боеприпасы, продукты, горючее и пр в Краснодар, Сочи, Геленджик, Майкоп и др. Всего по списку 79 самолетов, часть из которых (ПС-41) простаивали из-за отсутствия моторов. Ниже увеличенный фрагмент Отчета, из которого можно сделать вывод о весьма пестром и разнообразном составе полка.

Увеличенный фрагмент Сводки о работе 8-го отдельного авиаполка ГВФ на первую декаду апреля 1943 года.
Увеличенный фрагмент Сводки о работе 8-го отдельного авиаполка ГВФ на первую декаду апреля 1943 года.
Та же страница полностью.
Та же страница полностью.

Что это были за машины? Возможно, не все читатели знакомы с такими наименованиями. Давайте разберемся.

ПС-7. Гражданский вариант многоцелевого самолета Р-6 (АНТ-7).Пассажирский вариант вмещал семь человек при двух членах экипажа. В основном, парк этих машин пополнялся за счет снятых с вооружения дальних разведчиков Р-6. Легкий в управлении и с большим радиусом действия, ПС-7 нашел свое место в гражданской авиации преимущественно в северных областях нашей страны. Это первый советский самолет, пролетевший 5 мая 1937 года над Северным полюсом.
ПС-7. Гражданский вариант многоцелевого самолета Р-6 (АНТ-7).Пассажирский вариант вмещал семь человек при двух членах экипажа. В основном, парк этих машин пополнялся за счет снятых с вооружения дальних разведчиков Р-6. Легкий в управлении и с большим радиусом действия, ПС-7 нашел свое место в гражданской авиации преимущественно в северных областях нашей страны. Это первый советский самолет, пролетевший 5 мая 1937 года над Северным полюсом.
Опытный экземпляр Р-6.  Неудачному "крейсеру" все же пришлось повоевать, но уже в качестве транспортного. Попытки найти компромисс с военными заказчиками, которые сами толком не до конца понимали, что хотели, привели к созданию этого "многоцелевого самолета" - то ли дальнего разведчика, то ли тяжелого истребителя.  В сентябре 1929 года опытный Р-6 поступил в НИИ ВВС. В строю ВВС находился недолго - в конце 30-х самолет стали выводить из немногочисленных "крейсерских" эскадрилий и передавать в ГВФ.
Опытный экземпляр Р-6. Неудачному "крейсеру" все же пришлось повоевать, но уже в качестве транспортного. Попытки найти компромисс с военными заказчиками, которые сами толком не до конца понимали, что хотели, привели к созданию этого "многоцелевого самолета" - то ли дальнего разведчика, то ли тяжелого истребителя. В сентябре 1929 года опытный Р-6 поступил в НИИ ВВС. В строю ВВС находился недолго - в конце 30-х самолет стали выводить из немногочисленных "крейсерских" эскадрилий и передавать в ГВФ.
Магистральный пассажирский самолет АНТ-9 (ПС-9) выпускался с конца 20-х. Был рассчитан на 9 пассажиров и имел даже туалет. Именно этот тип под названием "Крылья Советов" совершил в июле 1929 года вояж по Европе с группой журналистов. В годы войны возил и обычных военнослужащих, что следует из отчетных документов - машины встречаются вплоть до 1943 года, как минимум.
Магистральный пассажирский самолет АНТ-9 (ПС-9) выпускался с конца 20-х. Был рассчитан на 9 пассажиров и имел даже туалет. Именно этот тип под названием "Крылья Советов" совершил в июле 1929 года вояж по Европе с группой журналистов. В годы войны возил и обычных военнослужащих, что следует из отчетных документов - машины встречаются вплоть до 1943 года, как минимум.
К-5 конструктора Калинина. Выпускался с 1930 года. Основной советский лайнер для внутренних авиалиний. В Великой Отечественной войне применялся как транспортный до 1943 года.
К-5 конструктора Калинина. Выпускался с 1930 года. Основной советский лайнер для внутренних авиалиний. В Великой Отечественной войне применялся как транспортный до 1943 года.

Отличный (для своего времени) разведчик и штурмовик Поликарпова Р-5 породил целый ряд гражданских модификаций (более 1000 единиц в различном исполнении, в том числе с закрытой кабиной). С началом войны все они были мобилизованы и несли службу вместе с обычными Р-5, нанося удары по вражеским войскам и коммуникациям - железнодорожным узлам, эшелонам и автоколоннам в ночное время. Вообще применение ночных бомбардировщиков с аэродромов подскока малыми группами в течение всего темного времени суток было отработано в наших ВВС до мелочей - многочисленные рейды легких, бесшумно планирующих самолетов наносили врагу урон соизмеримый с групповым налетом Ил-4, а собственные потери при этом оказывались незначительными. Подробней об этом - см в статье на канале "Ночной спецназ ВВС Красной Армии".

П-5. От боевого варианта Р-5 данный вариант отличался отсутствием вооружения и установкой в задней кабине одного или двух пассажирских кресел.
П-5. От боевого варианта Р-5 данный вариант отличался отсутствием вооружения и установкой в задней кабине одного или двух пассажирских кресел.
ПР-5. Глубокая модернизация Р-5 по проекту инженера Рафаэлянца. Применялся в условиях Крайнего Севера.
ПР-5. Глубокая модернизация Р-5 по проекту инженера Рафаэлянца. Применялся в условиях Крайнего Севера.
Захваченный немцами ПР-5 .
Захваченный немцами ПР-5 .

Продолжение следует.

Ссылки для самостоятельного изучения:

Краткий обзор работы 8 оавп ГВФ.

Описывает период с 01.04.1943 по 10.04.1943 г.

Отчеты о боевых действиях. Дата создания документа: 10.04.1943 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 327, Опись: 0004999, Дело: 0016_2, Лист начала документа в деле: 297. Авторы документа: 8 оавп, майор Чачанидзе, майор Захаров.

Боевое донесение штаба 105 гв. оавп ГВФ.

Отчеты о боевых действиях. Дата создания документа: 19.04.1945 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 311, Опись: 0004495, Дело: 0275, Лист начала документа в деле: 193
Авторы документа: 105 гв. оавп ГВФ, гв. майор Лазеба, гв. капитан Флейшман.

Отчет о работе Киевской Особой авиагруппы ГВФ.

Рапорты. № документа: 536/С, Дата создания документа: 12.06.1942 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 346, Опись: 0005755, Дело: 0028, Лист начала документа в деле: 31.Авторы документа: Киевская ОАВГ ГВФ, Чанкотадзе, Горбань, Лузянин.