Авиационная промышленность в СССР в довоенный период развивалась усиленными темпами. Многие машины строились сразу и в военном и в гражданском варианте (с возможностью быстрой переделки в военный). Так, например, широко известный бомбардировщик СБ со снятым вооружением и кабинами пассажиров на месте штурмана и бортстрелка стал (в зависимости от типа двигателя) гражданским почтовым (курьерским) самолетом ПС-40 или ПС-41. Скоростной почтовик давал возможность осуществлять срочные перевозки на необъятных просторах нашей страны в условиях извечных проблем с дорогами.
Имелись гражданские аналоги и у бомбардировщиков ТБ-1 и ТБ-3, разведчика Р-5 и Р-6, но об этом мы еще расскажем подробно.
Матчасть и личный состав ГВФ представлял из себя естественный резерв ВВС РККА на случай войны (первый опыт - война с Финляндией), причем резерв хорошо подготовленный и способный к полетам в сложных метеоусловиях и в ночное время. Помимо включения в состав бомбардировочной, морской и транспортной авиации, с началом боевых действий начали формироваться и отдельные авиационные группы ГВФ, имевшие часто очень разнообразный состав и уникальные задачи. Постановлением СНК с июля 1941 года ГВФ передавался в подчинение НКО СССР, на базе региональных управлений ГВФ создавались 6 авиационных групп особого назначения (АГОН).
По справке в группе 110 самолетов самых разных типов - от уникального и во всех смыслах передового ПС-35 (всего выпущено 11 единиц) до учебных УТ-1 и УТ -2
Состав группы показан в следующей таблице (ссылка в конце статьи), она занимает разворот, так что в доступном для публикации формате увеличить нет возможности, но читатели могут это легко сделать сами в настройках браузера или непосредственно при просмотре оригинала по ссылке.
Изучив материал, можно сделать вывод, что большинство раненных (308 человек), бойцов и командиров (690 человек), медперсонала и прочих пассажиров перевезено легкими самолетами на базе У-2 (СП, СКФ, С-1, С-2), Я-6 (он же АИР-6, не путать с Як-6, которого в июне 1942 еще не было) и учебными УТ. С учетом возможности загрузить в санитарный У-2 двух человек раненных плюс фельдшер (максимум) можно представить себе интенсивность эксплуатации этих самолетов за "первую декаду июня 1942 года".
Еще одна интересная машина, которой в июне 1942 в составе Киевской группы уже вроде как быть не должно (если верить популярным статьям в Интернете), это ПС-43 . Один исправный (перевез за первую декаду июня 1942 года 37 бойцов и командиров, а также 21 другого пассажира) и один неисправный. Лишний раз напоминаем читателям: книги и статьи пишут люди и ВЕЗДЕ есть ошибки. Хотите знать "как было на самом деле" - читайте документы. Про ПС-43 скажем лишь, что машина в ГВФ пользовалась популярностью, т.к. являлась результатом долгого и болезненного процесса освоения в производстве и модернизации под отечественное оборудование и вооружение американского «Vultee» V-11. Указанный самолет к моменту покупки лицензии (1936 год) по своим характеристикам выдающимся уже не был, но покупался именно как образец применения новых технологий с целью освоения отечественной авиапромышленностью. Отечественный вариант штурмовика БШ-1 в строй так и не встал, зато в гражданском варианте вполне прижился в ГВФ - как почтовый и курьерский самолет.
ПС-43 активнее всего применялся в другой авиагруппе ГВФ - Московской (МАГОН). Причем не только для связи, но и для разведки. Для защиты от вражеских истребителей на самолетах устанавливали заднюю стрелковую точку, огонь из которой часто вели сами же пассажиры, отдельного стрелка в экипаж не вводили.
По другим машинам коротко отметим: ПС-84 это Ли-2, Г-2 - гражданский вариант ТБ-3, прочие типы мы еще рассмотрим в статье и ее продолжении.
На базе авиагрупп ГВФ ближе к концу 1942 года стали формировать отдельные полки и эскадрильи. Это были не только транспортные и связные, но и ударные самолеты. Ночные бомбардировщики У-2 (По-2) и Р-5 активно применялись до самого конца войны.
"Боевое донесение штаба 105 гв. оавп ГВФ" от 16.04.1945 г. сообщает, что 1-я АЭ полка "работала на разведку войск противника и бомбометание перед фронтом Земландской группы войск", совершив с 4 по 15 апреля 222 вылета с налетом 249 часов 10 минут. Также бомбила передний край вторая АЭ, а третья занималась эвакуацией раненных (ссылка в конце статьи). Полк полностью укомплектован только самолетами По-2 (плюс один исправный транспортный Ли-2).
Эскадрильи 8-го полка ГВФ за первую декаду апреля 1943 года совершили 635 вылетов (не отмечены как боевые) и налетали 790 часов. Перевезено личного состава 373 человека и 59.6 тонн грузов - боеприпасы, продукты, горючее и пр в Краснодар, Сочи, Геленджик, Майкоп и др. Всего по списку 79 самолетов, часть из которых (ПС-41) простаивали из-за отсутствия моторов. Ниже увеличенный фрагмент Отчета, из которого можно сделать вывод о весьма пестром и разнообразном составе полка.
Что это были за машины? Возможно, не все читатели знакомы с такими наименованиями. Давайте разберемся.
Отличный (для своего времени) разведчик и штурмовик Поликарпова Р-5 породил целый ряд гражданских модификаций (более 1000 единиц в различном исполнении, в том числе с закрытой кабиной). С началом войны все они были мобилизованы и несли службу вместе с обычными Р-5, нанося удары по вражеским войскам и коммуникациям - железнодорожным узлам, эшелонам и автоколоннам в ночное время. Вообще применение ночных бомбардировщиков с аэродромов подскока малыми группами в течение всего темного времени суток было отработано в наших ВВС до мелочей - многочисленные рейды легких, бесшумно планирующих самолетов наносили врагу урон соизмеримый с групповым налетом Ил-4, а собственные потери при этом оказывались незначительными. Подробней об этом - см в статье на канале "Ночной спецназ ВВС Красной Армии".
Продолжение следует.
Ссылки для самостоятельного изучения:
Краткий обзор работы 8 оавп ГВФ.
Описывает период с 01.04.1943 по 10.04.1943 г.
Отчеты о боевых действиях. Дата создания документа: 10.04.1943 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 327, Опись: 0004999, Дело: 0016_2, Лист начала документа в деле: 297. Авторы документа: 8 оавп, майор Чачанидзе, майор Захаров.
Боевое донесение штаба 105 гв. оавп ГВФ.
Отчеты о боевых действиях. Дата создания документа: 19.04.1945 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 311, Опись: 0004495, Дело: 0275, Лист начала документа в деле: 193
Авторы документа: 105 гв. оавп ГВФ, гв. майор Лазеба, гв. капитан Флейшман.
Отчет о работе Киевской Особой авиагруппы ГВФ.
Рапорты. № документа: 536/С, Дата создания документа: 12.06.1942 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 346, Опись: 0005755, Дело: 0028, Лист начала документа в деле: 31.Авторы документа: Киевская ОАВГ ГВФ, Чанкотадзе, Горбань, Лузянин.