Найти тему
Александр Ершов

СТРАТЕГИЯ.

В большинстве изданий и в консалтинге под стратегией понимают план развития предприятия. А под изменением стратегии – изменение этого плана. Это очень ошибочное мнение.

В основе любой стратегии лежит выбор направления развития предприятия.

Выбор направлений у вас будет очень небогатый, так как их всего три:

- расширение (трансформация);

- улучшение (сокращение затрат);

- диверсификация.

Что это означает? Это означает, каким способом вы будете увеличивать прибыль своего предприятия. При этом соблюдая условие, что этот способ самый эффективный для вас.

А уже в рамках выбранного способа проводится стратегическое планирование.

Что оно из себя представляет?

Стратегическое планирование – это взгляд за горизонт. И чем дальше, тем лучше.

Задача стратегического планирования – увидеть, спрогнозировать события и риски, которые возникнут при реализации стратегии. Обсчитать ресурсы для реализации выбранной стратегии, определиться с их источниками. Для этого существуют графики и схемы стратегического планирования. Их надо знать и уметь пользоваться.

На основе стратегического планирования уже можно делать оперативное планирование. То есть годовое и декомпозировать его до месячного планирования и даже до ежедневного, если это необходимо.

Ниже д ример стратегического планирования одного и того же предприятия. Пример рельный.

График 1

-2

График 2

-3

P.S. Чтобы увидеть цифры, лучше сделать копии на компьютер.

P.P.S. Графики даны в очень упрощённом варианте без расшифровок и приложений.

Что мы видим? Для достижения одного и того же результата по обороту предприятию потребуется на 64% больше финансовых ресурсов и в два раза больше затрат по организации хранения складских запасов. Это видно по сформированным остаткам на складе.

В первом варианте отдача от вложенных в бизнес ресурсов будет в разы ниже. То есть прибыли будет мало на вложенный капитал, а для развития предприятия её надо больше. Это при том, что ни в первом, ни во втором случае на на запланированном цикле её для развития предприятия не хватит.

Пример реальный и он был реализован по второму варианту. На рынке с жёсткой конкуренцией и сильными федеральными и региональными предприятиями.

Что это значит с точки зрения стратегии?

1. Выбрано направление РАСШИРЕНИЕ. В данном случае без вариантов.

2. В рамках этой стратегии выбрана стратегия "алого океана". То есть стратегия жёсткой конкуренции на высококонкурентном рынке.

Почему выбрана именно эта стратегия? Ответ на этот вопрос дан в статье

РУКОВОДИТЕЛЬ В БИЗНЕСЕ. Роль и значение.

https://zen.yandex.ru/media/id/6040823c02e4010c92b2e5d2/rukovoditel-v-biznese-rol-i-znachenie-604875a6d9fb5535c64c676c

Руководитель предприятия знал свои преимущества и умел добиваться поставленных целей.

3. На основании этого планирования уже можно строить оперативное планирование на год. По нему будет видно в каком периоде вы достигните ограничений и какие ресурсы вам потребуются при достижении плановых показателей. Если у вас их не будет, то развитие остановится. И это вы тоже увидите заранее.

При параметрах, указанных на графике 2 конкурентам очень сложно что-то противопоставить данному предприятию. Они однозначно ему проиграют в развитии и отдаче от ресурса.

Данные графика 1 являются стандартными для этого бизнеса и чаще всего они у большинства гораздо хуже.

ВЫВОДЫ.

Порядок работы при разработке стратегии:

1. Выбор направления.

2. Стратегическое планирование.

3. Перевод стратегического планирования в оперативное.

4. Ежегодная корректировка стратегического и оперативного планирования.

5. При невозможности проводить свою стратегию в соответствии с новой отраслевой средой, меняем стратегию. Возвращаемся к пункту 1.