В большинстве изданий и в консалтинге под стратегией понимают план развития предприятия. А под изменением стратегии – изменение этого плана. Это очень ошибочное мнение.
В основе любой стратегии лежит выбор направления развития предприятия.
Выбор направлений у вас будет очень небогатый, так как их всего три:
- расширение (трансформация);
- улучшение (сокращение затрат);
- диверсификация.
Что это означает? Это означает, каким способом вы будете увеличивать прибыль своего предприятия. При этом соблюдая условие, что этот способ самый эффективный для вас.
А уже в рамках выбранного способа проводится стратегическое планирование.
Что оно из себя представляет?
Стратегическое планирование – это взгляд за горизонт. И чем дальше, тем лучше.
Задача стратегического планирования – увидеть, спрогнозировать события и риски, которые возникнут при реализации стратегии. Обсчитать ресурсы для реализации выбранной стратегии, определиться с их источниками. Для этого существуют графики и схемы стратегического планирования. Их надо знать и уметь пользоваться.
На основе стратегического планирования уже можно делать оперативное планирование. То есть годовое и декомпозировать его до месячного планирования и даже до ежедневного, если это необходимо.
Ниже д ример стратегического планирования одного и того же предприятия. Пример рельный.
График 1
График 2
P.S. Чтобы увидеть цифры, лучше сделать копии на компьютер.
P.P.S. Графики даны в очень упрощённом варианте без расшифровок и приложений.
Что мы видим? Для достижения одного и того же результата по обороту предприятию потребуется на 64% больше финансовых ресурсов и в два раза больше затрат по организации хранения складских запасов. Это видно по сформированным остаткам на складе.
В первом варианте отдача от вложенных в бизнес ресурсов будет в разы ниже. То есть прибыли будет мало на вложенный капитал, а для развития предприятия её надо больше. Это при том, что ни в первом, ни во втором случае на на запланированном цикле её для развития предприятия не хватит.
Пример реальный и он был реализован по второму варианту. На рынке с жёсткой конкуренцией и сильными федеральными и региональными предприятиями.
Что это значит с точки зрения стратегии?
1. Выбрано направление РАСШИРЕНИЕ. В данном случае без вариантов.
2. В рамках этой стратегии выбрана стратегия "алого океана". То есть стратегия жёсткой конкуренции на высококонкурентном рынке.
Почему выбрана именно эта стратегия? Ответ на этот вопрос дан в статье
РУКОВОДИТЕЛЬ В БИЗНЕСЕ. Роль и значение.
Руководитель предприятия знал свои преимущества и умел добиваться поставленных целей.
3. На основании этого планирования уже можно строить оперативное планирование на год. По нему будет видно в каком периоде вы достигните ограничений и какие ресурсы вам потребуются при достижении плановых показателей. Если у вас их не будет, то развитие остановится. И это вы тоже увидите заранее.
При параметрах, указанных на графике 2 конкурентам очень сложно что-то противопоставить данному предприятию. Они однозначно ему проиграют в развитии и отдаче от ресурса.
Данные графика 1 являются стандартными для этого бизнеса и чаще всего они у большинства гораздо хуже.
ВЫВОДЫ.
Порядок работы при разработке стратегии:
1. Выбор направления.
2. Стратегическое планирование.
3. Перевод стратегического планирования в оперативное.
4. Ежегодная корректировка стратегического и оперативного планирования.
5. При невозможности проводить свою стратегию в соответствии с новой отраслевой средой, меняем стратегию. Возвращаемся к пункту 1.