Хочу немного рассказать о режиме, быте и обеспечении на женской колонии.
Подъем происходит в будние дни в 05:45. А в 06:00 отряд должен, построившись пятерками, стоять на плацу и делать зарядку. Ох уж эта зарядка! Хотела бы я посмотреть на того "гения", который придумал её проводить в такую рань! Полагаю, что сделано это (конечно же с благими намерениями) на примере армии. Только не учитывается, что там двадцатилетние молодые парни, прошедшие медицинскую комиссию и признанные годными к службе. На зону же "берут" всех, не взирая на возраст и заболевания. Вот представьте бабульку за шестьдесят, которой надо успеть растолкать 100-120 человек, чтобы успеть на один из четырёх унитазов, а годы берут своё и здоровье на зоне, сами понимаете, вряд ли улучшается. Хочется, в идеале, ещё и умыться до зарядки, но здесь уж не до хорошего. Потом этой бабульке надо успеть одеться и заправить кровать, выбежать на улицу и встать в строй. По факту всё это надо сделать за 10 минут, потому что отряду надо ещё успеть прийти на плац и построиться. Вставать раньше подъема, так же, как и не ложиться после отбоя категорически запрещается. На тех, кому разрешено подниматься раньше ( завхоз, дневальная, запускник бригады), составляется специальный рапорт и утверждается либо начальником колонии, либо начальником фабрики. Освободить от зарядки могут только дождь, мороз ниже 15 градусов, либо врач санчасти, которая делает это столь неохотно, что складывается впечатление, будто ей доплачивают за каждую "здоровую" осужденную. Редкое утро обходилось без того, что кто - нибудь не падал в обморок. Иногда в утренней тишине было слышно звук удара головы об асфальт.
После зарядки рабочие бригады шли в столовую. Не все могут есть утром, некоторые перед работой успевали попить кофе в отряде. Зато те, кто не "греется" могли спокойно позавтракать перед рабочим днём. Мест в столовой на всех не хватало, и инспектора спокойно относились к тому, что некоторые девчата дойдя до столовой, так сказать отметившись, шли в отряд. В 2019 году, с приходом нового начальника, очень многое изменилось. В том числе и посещение столовой. Теперь инспектора заставляли девчат заходить в зал и отсиживать положенные 10 минут. Только что насильно не кормили.
В 07:00 начинается развод рабочих бригад на фабрику. Открываются ворота, и осужденные проходят побригадно по картотеке. Каждую женщину досматривает инспектор. С собой разрешено пронести минимальные средства личной гигиены и сигареты. Последние годы ни чай, ни кофе, никакие печеньки и конфеты на фабрику не пропускали. Как только девчонки не изворачивались, стараясь пронести хоть что-то, что можно было перекусить в перерывах. Прятали и в рукава, и за голенища сапог и, естественно, в бюстгальтер. Но инспектора, как правило, всё это быстро находили.
После рабочих бригад в столовую на завтрак идёт "нерабочка", затем в отряде проходит уборка. В 08:40 начинается проверка на "жилке". Оставшийся отряд выстраивается на плацу пятерками в алфавитном порядке. Проверяет наличие осуждённых по картотеке начальник отряда, в его отсутствие- инспектор. Она зачитывает фамилию, осужденная называет имя, отчество и делает шаг в сторону. Если отряд "накосячил", то могут заставить называть полностью "шапку". Очень действенна эта мера в двадцатиградусный мороз(ниже -25 проверка проходит в отряде), либо наоборот- в пекло. Помню такой случай, когда одна, не совсем адекватная девчонка, перед проверкой спряталась в сугробе и вся зона стояла на морозе и ждала пока её найдут.
После проверки начинаются различные мероприятия, чтобы зэчки " не скучали". Зимой- уборка снега, летом- клумбы, круглогодично- лекции, подготовка к культурно- массовым мероприятиям. Эти мероприятия заслуживают отдельной статьи. О них и о соревнованиях между отрядами я напишу в следующий раз.
С 12 до 13:30 в порядке очередности обед. На него в столовой отводится 15 минут. Отряд идёт строем по пять человек. Вообще, существует специальная схема, согласно которой можно передвигаться по территории зоны. Одиночное передвижение запрещено. Если осуждённой куда-то надо идти, к примеру в санчасть, то она обязана отзвониться в дежурку и спросить разрешения, иначе рапорт. После обеда отряд дружно борется со сном. Если повезёт и начальник отряда отсутствует, то конечно же мы ложились спать " от внимания до внимания". Но это удавалось далеко не всегда. Могли нагрянуть инспектора с обыском, какая- нибудь комиссия, да много было непредвиденных обстоятельств.
Продолжение следует...