Минпромторг выступает против продления заморозки цен на продукты, заявил замглавы ведомства Виктор Евтухов на слушаниях комитета Госдумы по аграрным вопросам. Об этом пишет ТАСС . Однако отказ от фиксации розничных цен приведет к их быстрому росту, в том числе и на продукты повседневного спроса. А ведь бороться именно с галопирующей продуктовой инфляцией еще осенью 2020 года строго наказал президент Владимир Путин. Так что же делать?
Фаза принятия
Соглашение с ритейлерами о заморозке цен на подсолнечное масло и сахар действует до конца марта, и оно уже начало ломать цепочки поставок, пожаловался чиновник Минпромторга. «Все хотят купить у производителя. А у них нет возможности отгружать всем, потому что это огромный объем заявок. Ломаются старые сложившиеся связи», - рассказал Евтухов.
Розничные сети пытаются сдерживать цены на социально значимые товары, перекладывая наценку на «премиальный ассортимент», но их возможности ограничены, отметил замминистра. Курятиной, например, ритейлеры уже торгуют в убыток.
Повышение цен на товары «приходится поступательно принимать», заявил Виктор Евтухов. «По-другому никак, чтобы не остаться без товаров на полке, чтобы не было дефицита».
«Мы уже видели фиксацию цен, мы уже видели плановую экономику, - напомнил он депутатам. - У нас что, большой был выбор в магазинах? Нет. И очереди мы помним в советские магазины».
Неверной дорогой идете, товарищи
Российское правительство еще в 2020 году после гневной критики со стороны президента Владимира Путина озаботилось ростом цен на продовольствие. И для решения этой проблемы пошло проверенным и ложным советским путем – цены на ряд наиболее сильно подорожавших продуктов заморозили.
Ритейлерам запретили повышать цены на сахар подсолнечное масло, взлетевшие на 70% и 24% в прошлом году. В марте 2021 года неофициально были заморожены цены на курицу и яйца после роста на 6,9% и 2,6% с начала года соответственно.
Однако по данным Росстата, на конец февраля продовольственная инфляция в России продолжила расти и достигла 7,7% - это рекорд с 2015 года. По расчетам Российской академии народного хозяйства, сейчас россияне отдают 38,16% всех расходов на продукты питания. Это тоже рекорд, но уже с 2010 года, когда еда отнимала 38,5% семейных бюджетов.
Однако если цены отпустить на свободу, они по понятным рыночным причинам догонят инфляцию, то есть резко вырастут. А это может стать для Кремля уже политической проблемой . И как тогда быть с поручением президент об ограничении стоимости продуктов питания?
Всё на экспорт!
Чтобы стабилизировать ситуацию, правительство все активнее манипулирует пошлинами на экспорт российских продуктов на мировые рынки продовольствия. А там цены уже достигли шестилетнего максимума и могут, по оценкам аналитиков, продолжить рост. С 1 марта в стране действует пошлина 50 евро за тонну экспортной пшеницы. На первый взгляд мера работает, говорят эксперты: за первую неделю марта через зерновые терминалы Новороссийска на экспорт было отгружено 108,2 тысяч тонн пшеницы - это на 74% меньше, чем на предыдущей неделе.
Но зато вывоз на экспорт ячменя по сравнению с последней неделей февраля вырос в пять раз до 152,4 тысяч тонн, кукурузы - в 7,7 раза до 46,7 тысяч тонн. Проблема тут глобальная: Россия является одним из крупнейших игроков на мировом рынке продовольствия, и местные производители отправляют на экспорт все, что возможно, в надежде на сверхприбыли.
В таких условиях правительству скоро придется останавливать вывоз и этих видов зерна. А дальше по цепочке и вообще весь экспорт продуктов питания. Но это опять возврат к порочным практикам позднего СССР.
А ведь сейчас российское сельское хозяйство - это одна из редких растущих отраслей экономики. И происходит это во многом именно за счет встраивания в глобальный цепочки производства и потребления. А сверхрегулирование может привести ее к упадку, как это было в том же Советском Союзе.
Продуктовые карточки все ближе
Путь частичного решения проблемы продуктовой инфляции просматривается, и правительство, похоже, постепенно начинает по нему двигаться. Цены должны формироваться рыночным путем (под строгим контролем регуляторов, естественно), а дотировать нужно малообеспеченных граждан, чтобы они могли покупать основные продукты питания, рассуждают эксперты.
В этой связи все активнее обсуждается идея введения продуктовых карточек - адресной помощи для бедных, которую можно было бы потратить на покупку отечественных продуктов первой необходимости. Подумать над той идеей повелел сам президент. Но Минпромторг уже и без того много лет хочет такие «карточки» ввести. И вот, похоже, благоприятный момент настал.
Уж если выбирать между заморозкой цен на продукты питания и помощью нуждающимся, последний вариант гораздо лучше, говорят аналитики. Такая соцподдержка является адресной, не приводит к созданию теневого рынка и дефицита и показывает, что государство о людях заботится. Так что вполне вероятно, что вскоре будет разработан механизм, который позволит малообеспеченным гражданам получить дополнительные деньги на покупку еды.
Конечно, выражение «продуктовые карточки» в 2021 году для уха человека старшего поколения звучит дико, однако, похоже, что лучшего выхода тут нет. Остается лишь надеяться, что до талонов на водку и сигареты дело все же не дойдет.
Спасибо, что дочитали до конца
Ставьте 👍 - это важно для нас
Не забудьте подписаться на канал