После заказа первых двух американских броненосцев европейского образца, из которых один до своей безвременной кончины числился броненосным крейсером, развитие американского броненосного флота было уже не остановить. Одно из самых интересных направлений-создание американского типа броненосного крейсера, начиная с "Мэна" основывающегося на самобытных американских разработках.
Новый проект был разработан департаментом военно-морского флота. Конгресс 50-го созыва 7 сентября 1888 году профинансировал строительство нового броненосного крейсера, с увеличенным водоизмещением. Задание было выдано на быстроходный хорошо вооруженный мореходный крейсер с солидным бронированием.
Проект был весьма оригинальным. Проектное водоизмещение превышало 8000 тонн, основное вооружение-шесть 8-дюймовок в бронированных башнях и бортовых спонсонах. 203 мм, пожалуй, самые удачные американские пушки того времени. Схема размещения позволяла вести погонный и ретирадный огонь из четырех стволов, а бортовой-из пяти. По средней скорострельной артиллерии американцы тогда отставали -вместо европейского стандарта в 152 мм они смогли установить лишь 102 мм отечественные скорострелки в количестве 12 штук. В принципе на будущее как противоминная артиллерия.
Основную нагрузку по броневой защите несла на себе мощная броневая палуба со скосами в 152 мм. Дополнительную защиту машин обеспечивал короткий и тонкий (102 мм) пояс из никелевой стали. В Европе иногда подобные крейсера попадали в разряд бронепалубных.
Зато силовую установку американцы поставили мощную и оригинальной конструкции. Четыре паровые машины работали на два вала. Но для экономии топлива и "моторесурса" передние машины можно было отключить, в результате чего крейсер переходил на экономичный режим. Однако в боевых условиях это создавало значительную проблему. Для перехода из экономичного в полный режим необходимо было произвести ряд манипуляций (отсоединить действующие машины, подключить подготовленные резервные, а потом снова подключить первые), требовавших около получаса времени, в течение которых корабль "тормозил".
28 августа 1890 года контракт на строительство крейсера был заключен с компанией William Cramp & Sons из Филадельфии. Стоимость корпуса и оборудования составила 2 985 000 долларов США. Уже 19 сентября 1890 года корабль был заложен, а 2 декабря 1891 года спущен на воду. Крестной матерью крейсера стала мисс Хелен Клиффорд Пейдж, дочьДж. Сивера Пейджа, секретаря Union League Club, патриотической общественной организации в Нью-Йорке.
Крейсер получил имя «Нью-Йорк», в честь соответствующего штата, став четвертым этого имени в американском флоте. В строй он вошел 1 августа 1893 года. "Чудотворец" Крамп превзошел сам себя, показав небывалые темпы строительства. «Нью-Йорк» получил второй порядковый номер, ACR-2, но в действительности он стал первым броненосным крейсером американского флота. Заложенный через два года после "Мэна" он вошел в строй на два года раньше "первого".
Второй сюрприз Крамп показал на испытаниях. Крейсер достиг скорости в 21 узел, что стоило федеральному бюджету 200 тысяч дополнительных долларов премии.
Шесть мощных 203 мм пушек сделали «Нью-Йорк» самым мощным крейсером американского флота.
«Нью-Йорк» около полувека прослужил Соединенным Штатам, два раза пришлось даже забирать у него имя, чтобы отдать более современным кораблям. В 1911 году он был переименован в «Саратогу», в 1917 в «Рочестер», оба раза в честь городов штата Нью-Йорк.
Дальнейшим развитием этого довольно удачного и счастливого корабля стал броненосный крейсер «Бруклин», сохранивший общую архитектуру предшественника, включая своеобразную силовую установку, но получивший более толстую броню и более мощное вооружение.
Не случайно именно "Нью-Йорк" и "Бруклин" стали флагманами соединений американского флота на Атлантике во время войны с Испанией.
«Нью-Йорк» USS "New York"(ACR-2) С 16 февраля 1911 года «Саратога», с 1 декабря 1917 года — «Рочестер». С 17 июля 1920 года- переклассифицирован в CA-2. William Cramp & Sons , Филадельфия. Номер верфи 268. Заложен 19 сентября 1890 года. Спущен на воду 2 декабря 1891 г. Введён в эксплуатацию 1 августа 1893 г. Списан 29 апреля 1933 г. Выведен из состава флота 28 октября 1938 г. Затоплен 24 декабря 1941 г. в районе о. Лусон в связи с угрозой захвата корабля японцами Субик-Бей, Филиппины, затонувший корабль остается на месте.
Водоизмещение стандарт 8 150 длинных тонн (8281 т), полная нагрузка 8 900 длинных тонн (9043 т)/ 9165 т. Длина 115,98/117,04 м. Ширина 19,76 м. Осадка 7,09- 7,26 м.
Бронирование-пояс — 102 мм, палуба — 63(оконечности)-76 мм(мидель),на скосах — 152 мм, башни — 140 мм, барбеты — 127-254 мм , барбеты одиночных установок 51 мм, казематы — 102 мм, рубка — 190 мм, элеваторы 127 мм
Двигатели -4 вертикальных паровые машины тройного расширения, 8 паровых котлов,16000 л.с. Движитель 2 винта. Скорость хода 20 узлов , скорость на испытаниях 21 узел. Экипаж 566 человек или 53 офицера, 422 нижних чинов, 40 морских пехотинцев
Вооружение - 2 × 2 и 2 × 1 — 203-мм/35 Mark 3 , 12 × 1 — 102-мм/40 скорострельных , 8 × 57-мм 6-фунтовых пушек Дриггса-Шредера , 4 × 37-мм 1-фунтовые салютные пушки Дриггса-Шредера. Торпедные аппараты - 3 × 14 дюймов (356 мм)
Общие характеристики (1909 г.) - 12 × котлов Babcock & Wilcox , Вооружение: 4 × 8 дюймов (203 мм) / 45 калибра Mark 6 (2 x 2), 10 × 5 дюймов (127 мм) / 50 калибра Mark 6, 8 × 3 дюйма (76 мм) / 50 калибра, 4 × 3-фунтовые (47 мм ) салютные пушки Дриггса-Шредера, Броня: Башни 165 мм, Барбеты 152 мм-102 мм
Общие характеристики (1919 г.) - Экипаж 73 офицера, 511 нижних чинов, 64 морских пехотинца. Вооружение: 4 × 8 дюймов (203 мм) / 45 - Mark 6 (2 x 2), 8 × 5 дюймов (127 мм) / 50 Mark 6, 2 × 3 дюйма (76 мм) / 50 калибра зенитные орудия, 2 × 3-фунтовые (47 мм ) салютные пушки Дриггса-Шредера
При модернизации в 1905—1909 гг установлены четыре 203/45-мм, десять 127/50-мм и восемь 76/50-мм орудий; сняты торпедные аппараты
К 1919 г демонтированы два 127-мм и все 76-мм орудия, установлены две 76-мм зенитки.
Крейсер имел гладкопалубный высокобортный корпус с тремя дымовыми трубами и двумя боевыми мачтами.
Для достижения высокой скорости была спроектирована мощная силовая установка- четыре вертикальных паровых машины тройного расширения и восьми цилиндрических котлов. Проектная мощность установки-16 000 л.с., работала она на два вала. Для экономичного хода отключалась по одной (передней) машине на каждый вал. Благодаря этому в боевых условиях набор полной скорости становился проблемой, что проявилось на "Бруклине", имевшем ту же схему энергоустановки, в сражении при Сантьяго 3 июля 1898 года. Запас угля составлял 1290 тонн.
На ходовых испытаниях в июле 1893 года крейсер при 17 401 л.с. достиг 21 узла, став самым быстроходным броненосным крейсером мира.
Бронирование у "Нью-Йорка" было размещено по нестандартной схеме. Главный броневой пояс имел длину 57 метров и прикрывал только машинные отделения. Высота пояса составляла 2,7 метра, из которых 1,2 метра были ниже ватерлинии. Толщина плит из никелевой стали всего 102 мм. Зато броневая палуба имела шикарные 152 мм скосы при плоской части в 76 мм на миделе и 64 мм в оконечностях.
Среди современников крейсер стал своеобразным гибридом бронепалубных крейсеров английского типа (типа "Блейк" ) с упором на развитую броневую палубу со скосами и броненосных крейсеров нового французского образца (типа "Дюпюи-де-Лома" ) с бронированием значительной части корпуса тонкой броней, как защитой от скорострельных орудий. Хотя у "американца" защищенная броней площадь была гораздо ниже.
Для защиты артиллерии служили башни со 140 мм броней на 254 мм барбетах со 127 мм бронированием труб подъемников боеприпасов. У одиночных установок барбеты были гораздо тоньше-51 мм, а бронирование спонсонов вспомогательной артиллерии-102 мм. Боевую рубку защищали 191 мм броневые плиты.
Главный калибр крейсера-шесть 203 мм/ 35 орудий Mark 3 двух двухорудийных башнях Mark 5 в оконечностях и двух одноорудийных установках Mark 3 или Mark 4 по бортам.
Вспомогательную батарею составляли двенадцать 102 мм / 40 скорострельных орудий в боковых спонсонах.
Для защиты от миноносцев были установлены восемь 6 фунтовых пушек Дриггса-Шредера (Driggs-Schroeder) и четыре 1 фунтовых пушки Дриггса-Шредера.
Крейсер вооружили также тремя торпедными аппаратами системы Howell калибра 356 мм.
В 1905-1909 годах крейсер прошел капитальный ремонт и модернизацию. Артиллерию главного калибра заменили на четыре 203 мм /45 орудия Mark 6 в новых башнях Mark 12. Башни и барбеты были изготовлены из цементированной крупповской брони толщиной 165 мм на башнях и 102-152 мм на барбетах. Бортовые 203 мм орудия и торпедные аппараты демонтировали. Скорострельную батарею заменили на десять орудий Mark 6 127 мм / 50 и восемь орудий калибра 3 дюйма (76 мм) / 50 .
Силовая установка была модернизирована, старые котлы заменили на 12 водотрубных Babcock & Wilcox, для улучшения тяги удлинили дымовые трубы.
Во время мировой войны демонтировали два 127 мм и все 76 мм орудия, зато установили две 76 мм/ 50 зенитки.
В 1927 году котлов осталось 4, труб 2, а мощности у силовой установки 7700 л.с.
Первым назначением "Нью-Йорка" стала Южноатлантическая эскадра. 27 декабря 1893 года крейсер из гавани своего тезки отправился в Рио-де-Жанейро. Вернувшись из похода, был переведен в августе 1894 года в Североатлантическую эскадру. Зимние учения провел в Вест-Индии, где участвовал в гуманитарной помощи при грандиозном пожаре в Порт-оф-Спейн (Тринидад).
Затем крейсер присоединился к Европейской эскадре и в 1895 году представлял США на открытии Кильского канала. По возвращении опять был включен в Североатлантическую эскадру и до 1897 года курсировал вдоль восточного побережья.
Уже в январе 1898 года американское командование начало собирать корабли в Ки-Уэсте ( Флорида). 17 января туда направился и "Нью-Йорк". Когда в апреле началась испано-американская война, Ки-Уэст стал основной операционной базой флота, действующего в районе Кубы.
Первой боевой операцией крейсера стал обстрел кубинского порта Матансас. Затем в мае вместе с основными силами флота крейсер провел бомбардировку испанской крепости Сан-Хуан (Пуэрто-Рико), оказавшейся, впрочем, практически безуспешной. Испанской эскадры в порту не оказалось, американцы лишь отстрелялись 12 мая по Кастильо Сан-Фелипе-дель-Морро.
"Нью-Йорк" стал флагманом командующего эскадрой адмирала Уильяма Т. Сэмпсона . Американцы наконец-то обнаружили испанскую эскадру адмирала Серверы в Сантьяго-де-Куба, где и заблокировали ее. Возле города был высажен 27 тысячный десант, который вместе с кубинскими повстанцами начал штурмовать город. Крейсеру "не повезло", когда утром 3 июля испанская эскадра пошла на прорыв, "Нью-Йорк" возил Сэмпсона на встречу с сухопутным коллегой, командующим десантом генерал-майором Уильямом Шафтером. Пока джентльмены общались, пока крейсер вернулся к эскадре, все было кончено. Отключенные для экономии передние машины вернуть в рабочее состояние быстро не получилось, а на экономичном ходу скорость не дала успеть вовремя. Так что на основную морскую битву войны крейсер не успел.
14 августа крейсер отправился в Нью-Йорк, где принял участие в торжествах по случаю победы. Затем крейсер вместе с морскими ополчениями различных штатов два года ходил в учебные походы по региону, посещал Кубу, Бермуды, Венесуэлу, Гондурас, выполнял задания госдепа по защите американских интересов в неспокойных странах Латинской Америки.
В 1901 году "Нью-Йорк" назначили флагманом Азиатского флота. До места пришлось идти через Гибралтар и Суэцкий канал, ибо Панамский канал еще не был готов. За пару лет крейсер участвовал в войне с филиппинскими повстанцами, посещал японские, корейские и китайские порты, Гонконг, а в сентябре 1902 года добрался до российского Владивостока.
С 1903 года "Нью-Йорк" перевели в Тихоокеанскую эскадру, где он с 1904 также стал флагманом. Где решал проблемы американских интересов от Мексики до Чили.
31 марта 1905 года крейсер поставили на капитальную модернизацию. 15 мая 1909 года "Нью-Йорк" вернулся в строй полностью обновленным. Первый поход состоялся по средиземноморским портам, в Неаполе 10 июля он встретился с эскадрой броненосных крейсеров и 23 июля вместе с ней отправился на родину. В 1910 году тем же маршрутом через Гибралтар и Суэц крейсер ушел снова на Тихий океан, в Азиатский флот. 6 августа он был уже в Маниле. Отсюда он посещал японские и китайские порты.
16 февраля 1911 года "Нью-Йорк" передал имя строящемуся линкору (BB-34), а сам стал "Саратогой". USS Saratoga (ACR-2) в этот раз прослужил на Дальнем Востоке пять лет. С 6 февраля 1916 года его вывели в состав Тихоокеанского резервного флота, но перед вступлением страны в Первую мировую войну 23 апреля 1917 года был расконсервирован и вновь введен в строй. С 7 июня он в составе Тихоокеанского патруля.
В связи с активизацией в Мексике прогерманской агентуры в сентябре 1917 года крейсер был переброшен к мексиканскому побережью, где в Энсенадах ему удалось захватить торговое судно, на борту которого находились 32 немецких агента и несколько американских изменников.
В ноябре 1917 года уже через Панамский канал крейсер перешел в состав Атлантического флота. 1 декабря 1917 года корабль второй раз лишили имени. На этот раз « Саратога » понадобился для строящегося линейного крейсера (CC-3), впоследствии переоборудованного в авианосец (CV-3).
На этот раз крейсер назвали "Рочестер" (USS Rochester). Теперь его до самого конца войны использовали для сопровождения конвоев в Европу. В третьем конвое, HM-58 , у него под носом немецкая подводная лодка потопила подопечный британский пароход Atlantian. Ни спасти пароход(он затонул за 5 минут) ни обнаружить подлодку корабли конвоя не смогли.
После Компьенского перемирия крейсер использовали в качестве войскового транспорта для демобилизованных американских солдат. А в мае 1919 года он возглавил флотилию эсминцев, сопровождавших перелет через Атлантику гидросамолетов флота Curtiss NC .
17 июля 1920 года в очередной раз была изменена классификация кораблей американского флота, "Рочестер" получил бортовой номер CA-2 (тяжелый крейсер). Службу крейсер нес на восточном побережье и у берегов Южной Америки.
В связи с обострением чилийско-перуанских отношений из-за оккупированного чилийцами в 1880 году города Такна, крейсер летом 1925 года возил в чилийский город Арика для переговоров американскую делегацию во главе с генералом Джоном Дж. Першингом. Полгода крейсер охранял делегацию. На этот раз чилийцы были вынуждены прислушиваться к мнению США. В 1929 году они вернули оккупированные территории перуанцам и заплатили компенсацию.
Из Арики "Рочестер" направился в Никарагуа, где началось восстание Сандино. Никарагуа с 1912 года была оккупирована американцами и крейсеру постоянно приходилось возвращаться для поддержки режима марионеточной военной хунты. В 1928 году в Коринто он помогал карательной операции против повстанцев.
Контроль над регионом постоянно требовал силового вмешательства гегемона Нового света. В 1929 году "Рочестер" доставил 1-ю бригаду морской пехоты на Гаити, где начались очередные волнения. Для защиты жизней американцев, конечно. В марте 1930 года он же вывез бригаду на родину.
В 1931 году "Рочестер" стал первым кораблем, пришедшим на помощь населению пострадавшего от землетрясения Никарагуа. Пользуясь случаем американцы провели зачистку территории от сандинистов, которых называли бандитами.
"Рочестер" вновь перевели на Тихоокеанский флот в феврале 1932 года. С 27 апреля 1932 года до 29 апреля 1933 года крейсер находился в составе отряда кораблей на реке Янцзы в Китае. Затем устаревший корабль отправили на верфь Олонгапо в заливе Субик-Бэй, где он простоял 8 лет. 28 октября 1938 года его исключили из списков флота, а 24 декабря 1941 года американцы затопили корабль во избежание захвата японцами.
Крейсер получил несколько наград за участие в различных операциях за свою полувековую службу. Это Медаль Сэмпсона, Медали за Испанскую и Филиппинскую войну, Медаль Победы (за первую мировую войну), Медаль за вторую кампанию в Никарагуа и Медаль за службу на Янцзы.
Сейчас затопленный корпус "Рочестера" стал искусственным рифом и используется для туристического дайвинга. Он удобно расположен, на глубине всего 18-27 метров и рядом с другими затонувшими кораблями. В 1967 году ВМС США провели операцию по углублению гавани. Всего в Манильском заливе были расчищены остатки более 650 затопленных судов. На "Рочестере" были подорваны заряды взрывчатки в центральной части, это очистило проход для больших танкеров.
систематизированный каталог статей канала-по ссылке:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам