Чаще всего речевые нарушения выявляются в возрасте 3-х лет, когда ребёнок начинает активно разговаривать. На реальном примере рассказываем, что такое общее недоразвитие речи (ОНР) у детей, опасный это диагноз или нет и как можно помочь ребёнку заговорить в домашних условиях.
Нарушения развития речи могут встречаться у детей, которые воспитываются в обычных семьях, так и у детей из двуязычных семей, т. е. у врожденных билингвов, когда родители ребёнка разговаривают на разных языках.
Маленькие дети-билингвы с раннего детства осваивают два языка – первый, основной язык, второй, на котором с ними говорят меньше. Поэтому проблемы с речью у таких детей чаще всего связаны с неправильным произношением звуков и смешиванием языков в речи.
Из этой статьи вы узнаете:
- что такое общее недоразвитие речи (ОНР) у детей;
- опасный это диагноз или нет;
- в каких случаях нужно бить тревогу;
- к каким специалистам обращаться;
- как можно помочь ребёнку заговорить в домашних условиях.
Чтобы вам было понятнее, все вопросы разберём на реальном примере.
Что такое общее недоразвитие речи (ОНР) у детей?
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это нарушение формирования речевых навыков у ребёнка. Чаще всего оно может обнаружиться в возрасте трёх лет, когда ребёнок начинает активно разговаривать. Но ОНР – это не симптом серьёзного заболевания, а чаще всего просто недостаточное внимание родителей к речи ребёнка. Например, если ребёнок говорит «ыба», «суба», «дау», а родители его не поправляют, думая, что «само пройдёт».
Четыре месяца назад в одну из социальных сетей онлайн-школы Kidskey пришло такое сообщение:
«Моему сыну 4 года. Он с 3-х лет ходит в садик, но почти не разговаривает. Его речь похожа на лепет годовалого ребёнка. Я понимаю его только тогда, когда он объясняется жестами. Знакомые успокаивают, что мальчики начинают говорить позже, но я очень переживаю, потому что в саду дети не хотят играть с моим сыном, он постоянно плачет, злиться и даже обижает своих одногруппников.
Не знаю, что делать. Подскажите, пожалуйста, стоит ли мне сейчас что-то предпринимать или всё же ждать, пока перерастёт? Обязательно ли идти к специалисту или можно заниматься развитием речи дома?»
Давать какие-то абстрактные советы, не пообщавшись с ребёнком, сложно. Поэтому мы пригласили маму с мальчиком на бесплатную онлайн-консультацию.
Замечательный и улыбчивый Рома не имел никаких проблем со слухом и интеллектом, но общался с нашим методистом так:
- вместо «дай» — говорил «да-да», вместо «есть» — «нам-нам»;
- вместо целого слова, называл только корень и обозначал им сразу несколько слов – «ма» — «машина», «ба» — «барабан», «банан», «батарейка»;
- одни и те же слова говорил по-разному: «машина» — «аша», «биби», «пипи», «си»;
- сложные слова и фразы сокращал: «мама ушла на работу» — «ма ся а ату».
После консультации стало понятно – у Ромы общее недоразвитие речи (ОНР) первой степени.
Этот диагноз логопеды могут поставить ребёнку, если он сказал первые слова только после 3-х лет или если он больше объясняется жестами. Например, вместо того, чтобы сказать «Мама, дай конфету», он говорит «дай», а дальше показывает пальцем на шкафчик, где лежат сладости.
Ниже есть таблица с нормами развития речи ребенка по возрасту . Посмотрите, но сильно не зацикливайтесь на этих данных – каждый ребёнок индивидуален и развивается со своей скоростью.
Когда бить тревогу, если ребёнок не говорит?
- Если до 8 – 9 месяцев жизни малыш больше молчит.
- Если в год не реагирует, когда вы с ним говорите. Например, если вы спрашиваете «где стул?», а он не поворачивает голову в сторону, где стоит стул. А чтобы привлечь ваше внимание – часто плачет.
- Если в 1,2 – 1,6 года ребёнок не различает на слух знакомые предметы и не может показать их на картинке. Например, вы просите его показать, где кровать, а он не может показать ни в комнате, ни на картинке.
- Если в 1,5 – 2 года ребёнок не понимает, как выполнить ваши простейшие просьбы. Например: «Подай чашку со стола», «Возьми солдатика и положи в коробку».
- Если в 2 – 3 года ребёнок не говорит простые предложения. Например: «Мама, хочу кушать», «Папа, на».
- Если в 3 – 4 года ребёнок не может говорить предложениями. Например: «Папа пришел с работы», «Собака лежит под столом». А также неправильно произносит большинство звуков.
Опасно ли ОНР первой степени?
Само ОНР неопасно, но если вовремя не начать коррекцию, то последствия могут быть серьёзными. Логопеды и неврологи утверждают, что до 3-х лет не стоит переживать. Но если вашему ребёнку уже есть 3, а он не говорит вообще или только сказал первое слово в этом возрасте, это может быть сигналом о задержке речевого развития.
Если игнорировать проблему дальше, она будет усугубляться. На фоне недоразвития речи может нарушиться психическое развитие: мышление станет заторможенным, ухудшиться концентрация внимания и память, нарушится координация движений.
У ребёнка упадёт успеваемость в школе, снизится самооценка и появятся комплексы, он станет замкнутым и склонным к депрессии. Чтобы этого не случилось, желательно выявить проблему как можно раньше и начать действовать.
К кому нужно обращаться, чтобы выявить общее недоразвитие речи?
Если ребёнок не говорит в 4 года, лучше покажите его сразу нескольким специалистам:
- логопеду-дефектологу – оценит степень тяжести речевого нарушения, предложит направление коррекционной работы;
- ЛОРу – поможет убедиться, что слух в норме;
- неврологу – осмотрит ребёнка, ознакомиться с картой развития малыша, чтобы исключить органические повреждения и если, будет необходимость, назначит подходящие лекарства.
Зачастую достаточно консультации опытного логопеда-дефектолога, чтобы определить ОНР и начать коррекцию, как в случае с нашим учеником Ромой.
Но если логопед всё же рекомендует посетить других специалистов, то стоит прислушаться.
Что делать, если ребёнку поставили ОНР первой степени?
Мы дали Роминой маме 10 основных рекомендации, как можно развивать речь ребёнка в домашних условиях. Первые четыре касаются общения, а следующие шесть – работы по развитию речи:
1. Следите за своей речью
Не сюсюкайте с ребёнком, четко проговаривайте слова, фразы, предложения. Следите за темпом – говорите не слишком быстро и не слишком медленно. Дети всегда берут пример с родителей.
2. Не используйте сложные слова при разговоре с ребёнком
Фразы должны быть простыми и понятными. Если, например, вы читаете книгу, где попадаются незнакомые слова – останавливайтесь и объясняйте ребёнку смысл.
3. Задавайте простые конкретные вопросы и не торопить с ответом
Например: «Ты не замёрз?», «Хочешь кушать?», «У тебя что-нибудь болит?» и т. п. На понятные вопросы ребёнку будет проще отвечать.
4. Не ругайте за речевые ошибки, а мягко поправляйте
Например, ребёнок сказал «пайшоу», а вы аккуратно ему – «Зайка, правильно говорить пошёл».
Если в этот момент вокруг есть другие люди, скажите так, чтобы вас никто не слышал. Тогда ребёнок не будет смущаться.
5. Развивайте мелкую моторику рук
Позволяйте ребёнку самостоятельно одеваться и завязывать шнурки, чаще давайте лепить, разукрашивать, рисовать, собирать мозаики и конструкторы. Чем лучше развита моторика рук ребёнка, тем лучше работает мозг, и быстрее нормализуется речь.
6. Занимайтесь дыхательной гимнастикой с ребёнком
Ребёнок сможет говорить четко, долго, без заикания и запинок.
7. Развивайте фонематический слух
Фонематический слух помогает быстрому и правильному освоению устной речи через умение слышать и различать звуки. Примеры игр и простых упражнений, как развить фонематический слух ищите здесь.
8. Делайте артикуляционную гимнастику
Такая гимнастика направлена на тренировку всего, что помогает нам говорить: мышцы лица и рта, нос и голос. Развитый артикуляционный аппарат поможет ребёнку сразу произносить звуки правильно.
Сюда относятся такие упражнения как «уточка-трубочка», «заборчик», «лошадка», массаж языка зубной щеткой и т. п. Все эти упражнения вы можете легко найти на YouTube.
9. Контролируйте, сколько времени ребёнок проводит в гаджетах
Ребёнок должен проводить больше времени в подвижных играх. Например, дома тоже можно попрыгать, поиграть в догонялки, построить домик из стульев, подушек и покрывал.
10. Чаще рассматривайте с ребёнком книги и читайте ему вслух
Чтение лучше всего развивает воображение, обогащает словарный запас и улучшает память. Если ребёнок с детства будет читать с удовольствием, то у него обязательно будет красивая и грамотная речь.
На первый взгляд, делать всё вышеописанное сложно. Но если вы переведете все упражнения в игру, ваш ребёнок будет в восторге.
Другое дело, если у вас, как и у мамы Ромы, совсем нет на это времени. Именно поэтому мы предложили свою помощь и записали Рому на наш курс «Букварята 43», который ведут педагоги с логопедическим образованием. Чтобы через обучение чтению сначала отработать произношение сложных звуков (С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Р, Л), затем увеличить словарный запас и поэтапно развить его речь.
Узнать подробнее о курсе «Букварята 43» можно по этой ссылке
Спустя 4 месяца обучения Рома уже знает все буквы русского алфавита и потихоньку читает по слогам. Но главное – он начал разговаривать. Конечно, его речь ещё не идеальна, но он уже перестал заменять слова непонятными звуками и говорит пока короткими, но чёткими фразами: «Мама пойд`м», «Я хочу есть», «Давай поиграем» и т. п.
Впереди еще много работы, поэтому мы не останавливаемся и идём дальше. К школе Рома уже будет разговаривать не хуже других, а ещё будет уметь читать и грамотно писать на русском языке.
Если у вашего ребёнка тоже проблемы с речью и вам некогда заниматься с ним дома – попробуйте наши онлайн-уроки. Приходите, проконсультируем, дадим рекомендации, подберём педагога и подходящий курс.
Записаться на первое бесплатное занятие можно здесь
Оригинал публикации смотрите на нашем сайте