#лаборатория_будущего , #экономика , #теория , #рынок , #корпорации , #неолиберализм
Есть такая экономическая концепция - теория мир-системного анализа. Её создатели, взяв за основу более раннюю теорию зависимого развития и марксистскую теорию империализма, подробно изучили международное разделение труда. В результате, получилась довольно стройная система, разделяющая все страны мира на империалистический центр и угнетённую периферию. Некоторые также добавляют ещё одно звено - полупериферию, куда включают те страны, которые одновременно находятся в состоянии зависимости и угнетают другие, еще более слабые страны. К их числу относится и Россия.
У теории мир-системного анализа есть много заслуг. Главная из них - точное предсказание мирового экономического кризиса, длящегося уже почти десять лет. На самом пике экономического бума конца 90х Самир Амин предсказал, что буквально через десять лет мировую экономику ждёт системный кризис. При этом Самир Амин не просто ткнул пальцем в небо, как это делают какие-нибудь экстрасенсы, а с цифрами в руках доказал, что расточительная неолиберальная экономика за это время просто исчерпает все резервы для своего развития вширь.
Однако гуру мир-системного анализа: Иммануил Валлерстайн, Андре Гундер-Франк, уже упомянутый Самир Амин и иже с ними, предсказав кризис во всех его подробностях, так и не смогли найти хоть что-то похожее на выход. От бессилия и отчаяния сии достойнейшие мужи то и дело ударялись во всевозможную ересь. То в качестве спасителя мира видят Китай, забывая о его потогонных фабриках и слабом внутреннем рынке.
То на эту роль выдвигают нынешнюю Россию - деиндустриализованную, разграбленную, превращённую в огромный рынок сбыта для произведённого на американские кредиты китайского ширпотреба. Более того, этим господам кажется, что вызов Вашингтонскому консенсусу бросят нынешние российские элиты - с их счетами в Швейцарских банках и детишками в Британских колледжах. Аж два раза, как говорят в Одессе!
Стариков можно понять - эти люди полжизни мечтали, что кризис сам по себе разрубит, как Гордиев узел, существующую экономическую систему. Но вместо всё очищающего пожара они получили удушливое болото, из которого каждый безуспешно пытается выбраться сам по себе - и у клятых империалистов это получается лучше.
Давайте попробуем разобраться, почему у мир-системщиков ничего не выходит? Первое что бросается в глаза - мир-системный в качестве основного кирпичика рассматривает национальную экономику, не разделяя её ни горизонтально, ни вертикально. В случае с некрупными странами Третьего мира это неплохо срабатывает: узенькая прослойка компрадорской элиты и её ближайшая обслуга выносится за скобки как агенты иностранного капитала. Туда же отправляется и столица и \ или порт вывоза, купающийся в роскоши на фоне окружающей нищеты.
Но что делать, если паразитическая прослойка, по-факту, охватывает целую треть населения страны? Что делать, если между разными регионами одной страны существуют примерно такие же отношения зависимости и эксплуатации, как между целыми странами? На эти вопросы мир-системный анализ ответа не даёт.
Кроме того, мир-системщики слабо дифференцируют методы эксплуатации зависимых стран. В этом плане они очень похожи на русских народников середины-конца девятнадцатого века. Последние довольно плохо разбирались нюансах крестьянского быта и для них крестьянство представляло собой однородную угнетённую массу и ничего больше. А ведь различий было очень много - между батраками, бедняками, середняками и кулаками, между селянами и хуторянами, между отработочными и работающими за деньги и так далее.
Нечто подобное можно наблюдать и в отношении целых стран и их регионов. По сути, можно выделить четыре основных механизма экономического угнетения, каждый из которых оказывает своё влияние на внутреннюю жизнь страны. Примерно так же, как на разных работников по-разному действует профессиональная деформация. Нужно также учитывать, что редко в какой стране действует в чистом виде только один из механизмов. Чаще всего в той или иной мере работают все, с явным преобладанием одного-двух. Итак, поехали:
Первый - вывоз сырья. Наиболее чистым примером здесь может послужить какое-нибудь Конго, где рабы и военнопленные добывают редкие металлы, которые потом пойдут в начинку ультрасовременных айфонов. Второй - вывоз рабочей силы. Здесь уже капиталу приходится вкладываться с инфраструктуру - так, чтобы она хотя бы совсем не разваливалась. Ведь в "белым господам" должен прислуживать сравнительно сытый, здоровый и кое-как грамотный человек. Типичнейший пример здесь - Молдавия, в которой - за исключением Кишинёва - почти не осталось взрослых трудоспособных людей. Все уехали на заработки - чаще всего в Россию или в Италию.
Идём дальше. Третий механизм - использовать страну в качестве сборочного цеха. Китай - лучшего примера здесь не придумаешь. Но надо учитывать, что и другие механизмы в этой огромной стране тоже действуют, усложняя общую картину. Здесь уже транснациональному капиталу приходится вкладываться по-серьёзному, чтобы создавать с нуля или хотя бы поддерживать созданную ранее индустриальную инфраструктуру. Тот же Китай оказался крайне выгоден для этой цели ещё и потому, что большинство условий для его промышленной эксплуатации в середине 90х уже было налицо: тысячи созданных при маоистах фабрик, миллионы приученного к жёсткой фабричной дисциплине работников, мощный репрессивный аппарат, способный удерживать многомиллионную армию пролетариата в повиновении.
Интереснее же всего четвёртый механизм, при котором страну используют как зависимый рынок сбыта. Но, чтобы житель такой страны жрал в три горла и срал в четыре жопы, принося сверхприбыли корпорациям, нужно серьёзно попотеть. Капиталисты же люди ленивые и предпочитают приходить на готовенькое. Так что они возню с созданием и поддержанием необходимой инфраструктуры оставляют на откуп местной элите, которую используют как младших партнёров. Примерно так и происходит в России - которая и является на сегодняшний день самым крупным зависимым рынком сбыта.
Вспоминая Пелевина, мы не только "большая администрация северной трубы", но и огромный рынок для сбыта китайского шмотья. Такое сочетание далеко не случайно - ведь описанный нами четвёртый механизм никогда не действует в одиночку. Проще всего комбинировать его с сырьевым - ведь для добычи редкого или дорогого сырья на сравнительно современном технологическом уровне не требуется так уж много рабочих рук. А остальную массу населения можно сделать сытыми бездельниками, экономическая роль которых заключается исключительно в потреблении - что бы они сами о себе ни думали.
Мы уже писали кое-что об искусственной занятости в России, сейчас же мы вам показываем её международно-экономическое значение. Наша хвалёная гуманитарная интеллигенция, работающая в индустрии производства "духовных скреп" если и имеет какое-то общемировое значение, то только такое. И это, согласитесь, не повод для гордости. Учитывая же то, что на хлеб, масло, китайские шмотки и айфоны все эти пять миллионов зарабатывают, систематически обманывая всё остальное население (да и самих себя тоже) - картина становится совсем неприглядной.
Однако для поддержания крупных зависимых рынков сбыта недостаточно внутренних ресурсов, ведь описанный нами механизм очень затратен сам по себе. Собственно, Россия является не только зависимой страной, но и мелким региональным империалистом, угнетающим ещё более слабых соседей. Такая вот получается - по выражению политолога Бориса Кагарлицкого - периферийная империя.
При этом крайне важно понять: наш империализм и зависимость прямо связаны друг с другом. Чем больше ударяются наши элиты в империалистические игры, тем глубже становится наша с вами зависимость. Ведь в империалистических игрищах наши элиты участвуют не как самостоятельный субъект, а как "младший партнёр" великих держав. И здесь мало что изменилось по сравнению с временами Российской Империи - достаточно сравнить итальянские походы Суворова, карательную экспедицию 1849 года фельдмаршала Паскевича в восставшую Венгрию и участие современной России в сирийском конфликте.
Как видите, мир устроен несколько более сложно и противоречиво, чем это видится теоретикам мир-системного анализа. Но и эта картинка стремительно устаревает, на неё нельзя смотреть как на догму. В любом случае, нам нужно суметь посмотреть на мир свежими глазами, не замыкаясь в тех схемах и подходах, которые хорошо описывают только то, что уже само по себе уходит в прошлое. В частности, мы должны представить себе человечество без той системы международного разделения труда, которая всё ещё существует сегодня.
Но для этого надо хорошо понимать, как эта система воспроизводит сама себя. Ведь, по справедливому замечанию уже упоминавшегося Бориса Кагарлицкого, мы живём в ситуации кризиса воспроизводства существующей экономической модели. Мы должны знать, как устроена эта машина, чтобы понять как и почему она сломалась и как её можно остановить прежде, чем она раздавит всех нас. Поэтому мы будем ещё не раз возвращаться к критическому рассмотрению теории мир-системного анализа - чтобы вытащить из неё всё ценное и жизнеспособное. Оставайтесь с нами!
Исходный текст опубликован в нашем ВК 12.12.2017
На фото - Самир Амин, один из создателей теории мир-системного анализа (источник)