К лету 1943 г. немцы решили срезать Курский выступ таким образом уничтожить силы сразу нескольких советских фронтов, пробить громадную брешь в советской обороне и дать себе свободу рук для дальнейших наступлений. Иными словами захватить стратегическую инициативу. Операция получила название "Цитадель".
Немцы сосредоточили 50 дивизий, их них 18 танковых и моторизованных, 2 танковые бригады, 3 отдельных танковых батальона, 8 дивизионов штурмовых орудий, всего около 900 тыс. человек.
Появились новые танки: 134 Pz.Kpfw.VI "Тигра" с 14 командирскими, 190 Pz.Kpfw.V "Пантер" с 11 эвакуационными и командирскими, 90 штурмовых орудий Sd.Kfz. 184 «Фердинанд».
Новые немецкие танки и самоходки должны были пачками уничтожать советские Т-34 и КВ, при этом оставаясь для них неуязвимыми.
Также были 102 Pz.II, 809 Pz.III и 913 Pz.IV, 455 StuG III и 68 StuH (около 44% от всех всех штурмовых орудий, имевшихся на Восточном фронте) плюс САУ Marder III,Hummel, Nashorn, Wespe, Grille. Причем "тройки" и "четверки" были серьезно модернизированы.
Чтобы насытить войска новой бронетехникой начало "Цитадели" постоянно переносили.
Советская разведка все же смогла разгадать подготовку грандиозной операции уже 12 апреля Сталин получил перевод директивы № 6 "О плане операции "Цитадель" немецкого Верховного командования, который был завизирован всеми службами вермахта, но не была подписана Гитлером, он ее подпишет только 15 апреля.
Советского командование решило провести оборонительное сражение, измотать войска противника и нанести им поражение, а потом перейти в контрнаступление.
Оба фаса Курской дуги были защищены инженерными заграждениями, на направлении ударов противника ставили 1 500 противотанковых и 1 700 противопехотных мин на километр фронта. Войска зарылись в землю.
Большую роль должно было сыграть новое оружие. Противотанковые авиационные бомбы, которые подвешивались на штурмовик Ил-2 и истребитель Як-9.
Хотя Ил-2 создавался, в том числе как противотанковый штурмовик, боролся с бронированными целями он плохо, во-первых 20-мм и 23-мм пушки были слабы против брони средних и тяжелых танков, во-вторых, бомбили без прицела, что не давало возможность прямым попаданием бомбы разбить танк, в-третьих, Ил-2 пикировал максимум под углом 30 градусов, это точности не способствовало, в-четвертых, имевшиеся реактивные снаряды даже при прямом попадании могли и не поразить танк.
По сути Ил-2 хорошо работал по неукрытой живой силе и небронированной технике.
В середине 1942 г. разработчик взрывателей Ларионов предложил конструкцию легкой противотанковой кумулятивной авиабомбы. ВВС и Сталин проявили заинтересованность в ней, ЦКБ-22 быстро провело проектировочные работы и испытания нового оружия начались в конце 1942 г.
Когда бомба ударялась о броню танка, срабатывал взрыватель, основной заряд имел воронкообразную выемку для создания кумулятивного эффекта, после подрыва образовывалась кумулятивная струя диаметром 1 - 3 мм и скоростью 12 - 15 км/с. В месте удара возникало давление до 1 000 атмосфер. Для усиления кумулятивного эффекта в воронку вкладывали металлический конус. Метал в момент взрыва плавился и становился тараном, который усиливал воздействие на броню. Кумулятивная струя пробивала броню, поражала экипаж, вызвала взрыв боеприпасов и топлива, осколки корпуса бомбы поражали солдат и небронированную технику.
Испытывались бомбы с декабря 1942 г. по апрель 1943 г., они пробивали до 60 мм брони при угле встречи 30 градусов. Бомбы в полете выравнивались на высоте 70 м.
В окончательном варианте бомба имела габариты 2,5 кг авиабомбы, а весила 1,5 кг. Государственный Комитет Обороны своим постановлением принял ПТАБы на вооружение. Нарком боеприпасов Ванников получил приказ изготовить к 15 мая 1943 г. 800 тыс. бомб, в выполнении заказа задействовали больше 150 предприятий различного подчинения.
Итак, настало утро 5 июля 1943 г. и началось немецкое наступление.
Сталин решил применять ПТАБы только тогда, когда начнутся бои с большим количеством немецких танков.
Утром 5 июля применили ПТАБы пилоты 61-го штурмового авиаполка 291-й штурмовой авиадивизии . В районе Бутово "Илы" старшего лейтенанта Добкевича внезапно обрушились на вражескую колонну. Экипажи зафиксировали множество горящих танков и бронемашин. Уходя штурмовики отбились от Ме-109, один даже подбили в районе Сухо-Солотино, а пилота взяли в плен.
После штурмовиков 61-го шап нанесли удар группы 241-го и 617-го полков, которые не дали врагу развернуться в боевой порядок. По докладам пилотов было уничтожено до 15 танков.
В тот же день летчики 2-й гвардейской и 299-й штурмовой авиадивизий 16-й воздушной армии высыпали ПТАБы на участке Малоархангельск-Ясная Поляна на пехоту и танки противника.
Поскольку с новым оружием немцы не сталкивались, его применение стало большой тактической неожиданностью. В первые дни враг не применял рассредоточенные походные и предбоевые порядки, полоса разлета ПТАБов покрывала сразу 2 - 3 танка, они поначалу следовали на расстоянии 70 - 75 м, так удавалось поразить до 6 -8 танков с первого захода.
Летчики 291-го шад полковника Витрука из 2-й воздушной армии уничтожили и вывели из стоя в течение 5 июля до 30 танков. Штурмовики 3-го и 9-го авиакорпусов 17-й воздушной армии доложили о поражении до 90 единиц бронетехники на поле боя и в районе переправ через реку Северский Донец.
7 июля в районе Сырцево-Яковлево штурмовики 1-го шак 2-й воздушной армии поддерживая 3-й мехкорпус 1-й танковой армии с 4.40 до 6.40 утра нанесли удары по 400 танкам, которые сосредоточились для удара на Красную Дубравку и Большие Маячки. Удары позволили удержать 2-ю полосу обороны 1-й танковой армии. На фотоснимках, которые сделали в 13.15 разглядели 200 подбитых танков и САУ.
Командир дивизиона 183-й стрелковой дивизии Чернышев, которая входила во второй эшелон Воронежского фронта вспоминал, что "Илы" на бреющем полете в первой атаке поразили сразу 5 головных танков.
Штурмовики 291-й шад 7 июля на дороге Томаровка - Черкасское бомбили колонну танков и автомашин, всего около 400 единиц техники. Сначала восемь Ил-2 под руководством старшего лейтенанта Баранова с высоты 200 - 300 м двумя заходами сбросили около 1 600 противотанковых бомб, а затем атаку повторили 8 Ил-2 под руководством младшего лейтенанта Голубева. Экипажи наблюдали до 20 горящих танков.
Генерал Ватутин в вечернем донесении сообщил Сталину, что 8 Ил-2 при бомбежке скопления бронетехники подожгли 12 танков.
В документах 2-й воздушной армии отмечалось, что пилоты с восхищением отзываются о ПТАБах, удается в каждом вылете подбивать и сжигать танки.
7 июля летчики 291-й шад сбросили 10 272 ПТАБов, а через день - еще 9 727 бомб. Пилоты 1-й шак наносили удары большими группами по 40 и более штурмовиков.
Для противодействия советским бомбам немецкие танкисты стали применять рассредоточенные боевые и походные порядки, что затрудняло управление, увеличивало сроки маневрирования, усложняло взаимодействие.
Эффективность ПТАБов упала в 4,5 раза, но все же было выше в 2 - 3 раза, чем при применении простых фугасных и осколочно-фугасных бомб.
Всего на Курской дуге использовали больше полумиллиона противотанковых бомб.
Уже 8 июля штаб 2-й воздушной армии решил проверить эффективность новых кумулятивных бомб. Офицеры штаба армии следили за действиями подразделений Ил-2 из 617-го шап, которых вел комполка майор Ломовцев. В результате первой атаки 6 штурмовиков с 800 - 600 м сбросили ПТАБы на немецкие танки, во второй атаке дали залп из РСов с последующим снижением до 200 - 150 м и обстрелом цели из пушек и пулеметов. Всего офицеры зафиксировали четыре взрыва и 15 горевших танков врага.
Ил-2 мог взять до 192 ПТАБ в 4 кассетах для мелких бомб или до 220 штук навалом в 4-х бомбоотсеках. Если ПТАБы сбрасывали с 200 м при скорости полета 340 - 360 км/ч одна бомба попадала на площадь в среднем 15 кв. м, при этом общая полоса была 15 на 190 или 210 кв. м.
При попадании в крышу танков она гарантировано их поражала или поджигала. Толщина крыши "Тигра" была 28 мм, "Пантеры" - 16 мм.
По данным Перова и Растренина 3-я танковая дивизия СС "Мертвая голова" в районе Большие Маячки лишилась 270 танков, САУ и БТР. Зафиксировали больше 2 000 попаданий ПТАБов. (Вероятно 270 включая и грузовики с мотоциклами).
Пленный танкист вспоминал, что 6 июля в 5 часов утра в районе Белгорода на сто танков обрушились Ил-2. При первой же атаке подбили и сожгли 20 танков. Другая группа атаковала мотострелковый батальон, сожгли 90 машин и убили 120 человек.
Немцы подсчитали, что в Курской битве 80 % "Тигров" были поражены кумулятивными снарядами или артиллерийскими, или авиабомбами. Тоже самое и с "Пантерой", основная часть вышла из строя по причине пожаров. В первый день сгорело от 128 до 160 "Пантер" из 240 или 440. Через пять дней в строю была 41 "Пантера". Правда, часть пожаров была из-за недоработок конструкции.
ПТАБ попадая в башню или корпус самоходки или танка поджигает его или взрывает его боеприпасы.
Был шанс спасти танк, ПТАБ как правило поджигал машину, если немцы были в тылу, танкисты могли закрыть жалюзи силового отделения, выскочить из танка захлопнуть люки и залить пеной огнетушителей щели, в которые мог поступать воздух. Пожар затухал.
У «Пантер» была автоматическая система пожаротушения, которая при подъеме температуры выше 120 градусов заливала пеной карбюраторы и топливные насосы, откуда мог вытекать бензин.
Танк после пожара нуждался в ремонте двигателя и электропроводки, его буксировали в места сбора поврежденной техники, где их ремонтировали специальные инженерные части.
В связи с этим надо упомянуть мнение Замулина, он считает эффективность ПТАБов невысокой, поскольку в немецких отчетах нет данных о поражении противотанковыми бомбами. Пожары быстро тушили и техника из строя не выходила.
Советская комиссия смогла обследовать боевую технику в районе севернее 1-х Понырей и с высоты 238,1 установила, что из 44 подбитых и уничтоженных танков советской авиацией бомбардировщики поразили 5, а остальные штурмовики. В результате пожара из-за ПТАБов уничтожается оборудование, броня обжигается и теряет защитные свойства, а взрыв боеприпасов заканчивает уничтожение танка.
В районе Поныри обнаружили "Фердинанд", бомба попала в бронекрышку левого бензобака, пробила 20-мм броню, взрывная волна разрушила бензобак и подожгла бензин. Пожар сжег все оборудование и взорвал боеприпасы.
Высокую эффективность ПТАБы показали, когда по ошибке танковая роста советских танков попала под удар штурмовиков. Один Т-34 от прямого попадания бомбы был полностью уничтожен. Работавшая на месте комиссия зафиксировала вокруг танка семь воронок.
Удавалось поразить до 15 % танков в случае если атаковали от 18 до 30 самолетов в 3 -5 группах, которые действовали одна за другой или одновременно.
Бомба имела и недостатки, взрыватель детонировал при ударе о ветки деревьев и другие легкие преграды. Конечно стоявшая под ними техника не поражалась. В дальнейшем, немцы ставили свои танки в лесу или под навесами. С августа они натягивали поверх танка металлическую сетку.
Были случаи зависания ПТАБ в отсеках и выпадания при посадке, что вело к тяжелым последствиям. Помимо этого если самолет брал 78 бомб, при неровном аэродроме из провисающих створок могли выпасть отдельные бомбы. Часть бомб не взрывалась. ПТАБы могли столкнуться в воздухе, взорваться преждевременно из-за деформаций стабилизаторов, был и недочеты тактики применения.
Немцы серьезно отнеслись к Ил-2 с противотанковыми бомбами и перенацелили свою авиацию на уничтожение штурмовиков.
Примерно в тот период у Ил-2 появилось прозвище "Черная смерть" (Schwarzer Tod).
На Курской дуге ПТАБы показали себя хорошо, удалось если не поражать танки, то заставлять их двигаться в более разреженных боевых порядках, что уменьшало силу танковых ударов.
Но по-настоящему проявили себя ПТАБы во время белорусской операции, когда "Илы" действовали практически безнаказанно.
Спасибо за прочтение
Источник: Ил-2 и ПТАБ. Грозный тандем на Курской дуге Перов Растренин По танкам вермахта//Авиация и космонавтика. 2001 № 5-6.