Многие в глубине души мечтают открыть свое дело, чтобы не зависеть от своего работодателя и самому устанавливать правила: когда, сколько и с кем работать, а также напрямую влиять на своей доход.
Тем не менее, следует помнить о том, что свой бизнес - это большая ответственность. Многие недооценивают риски и возможные расходы на старте. В статье рассмотрим, с чего можно начать, где возможно сэкономить, а где от обязательных расходов никак не уйти - даже если доходов еще нет.
1. Налоги и налоговый режим
Самый простой вариант для начинающего предпринимателя - это режим самозанятого. Он не предполагает оплату налогов, если доходов нет, а с полученных доходов (кассовым методом - по оплате) нужно платить налог: 4% от доходов, полученных от физических лиц и 6% - от юридических лиц. Сама регистрация занимает 5-10 минут (онлайн), никуда ходить не нужно.
Налог на профессиональный доход (НПД) считается автоматически в системе, если вы формируете чеки по оказанным услугам и проданным товарам, и платить его нужно ежемесячно до 25 числа. Но подходит от не всем, а только тем, кто реализует свои услуги и товары собственного производства.
Ежегодный лимит по доходам с этим режимом ограничен суммой в 2.4 млн. рублей, а при регистрации доступен приятный бонус - налоговый вычет в 10 тысяч рублей, который позволяет сэкономить при оплате налогов. Данный режим можно сочетать с работой по найму, но нельзя совмещать с льготным режимом на ИП;
Также ограничением является то, что самозанятый не может иметь работников по найму, так что если этот вариант не подходит даже на первоначальном этапе вашего дела, вам нужно будет оформить ИП.
Какую налоговую нагрузку несет малый бизнес с самого начала?
Если вы решили оформить ИП, то нужно будет выбрать режим налогообложения (как правило, выбирают Доходы-6%, лишь некоторые Доходы-минус расходы -15%). При втором варианте вам нужно будет собирать подтверждения (документальные) по всем видам расходов, а также подтверждать экономическую обоснованность затрат. Даже если ваш бизнес будет работать в ноль или в минус, вам придется заплатить налог в размере 1% от выручки, которая пришла на счет ИП.
Также придется заплатить обязательные пенсионные платежи, независимо от того, получили ли вы доходы. Если величина дохода налогоплательщика за расчетный период не превысит 300 000 рублей, фиксированный платеж на пенсионное страхование в 2022 год составит 34 445 рублей, на превышающую сумму начисляется 1% от доходов. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере на 2021 год составляют 8 766 рублей.
Если вы отработали в календарном году неполное количество месяцев - платежи рассчитываются пропорционально месяцам. Для некоторых видов деятельности выгоднее будет открыть патент, который не только упрощает документооборот, но и позволяет сэкономить (необходимо проверять и делать сравнительный расчет по вашему бизнес-плану).
Ведение бухгалтерии можно доверить отдельному сервису на аутсорсинге, либо бухгалтеру. Если хотите сэкономить - придется во всем разбираться самому. По собственному опыту могу сказать, что это не самое сложное на старте.
2. Сколько придется платить за продвижение и рекламу?
Бюджет на рекламу может очень сильно отличаться в зависимости от специфики и особенностей конкретного бизнеса. Некоторые предприниматели не тратят денег на рекламу совсем, пытаясь раскрутиться через знакомых и "сарафанное радио". Во многом, успех зависит от того, насколько много у вас контактов, которым интересна ваша услуга и товар.
Чаще всего, все же используется платная реклама. Обычно предприниматели привлекают клиентов через Instagram. Создается страничка с описанием продуктов (и цен) - которая на первое время можно заменить сайт, далее она наполняется материалом, спец. предложениями - и запускается таргетинг (платная реклама) на привлечение целевой аудитории. Повторюсь, что бюджет во многом зависит от того 1) будете ли вы делать это самостоятельно, либо при помощи таргетологов 2) ваши ожидания по количеству лидов (заявок). Важно помнить, что в Instagram практически нет органического трафика.
Привлекать новых клиентов можно также через блогеров или тематические группы в социальных сетях. Если хотите сэкономить - можно попробовать привлекать клиентов в таких социальных сетях, как Дзен, YouTube, TikTok - самому составляя интересный и привлекательный контент (статьи, ролики, видео обзоры). На раскрутку уйдет время.
Еще вариант - это реализовывать товар через маркетплейсы (такие как Вайлдберриз, Озон, Авито). Сервисы сами продвигают ваш товар, удерживая потом комиссию при реализации. Если товар окажется востребованным - успех не заставит себя долго ждать. Но помните, что на этих площадках высокая конкуренция, и вы можете столкнуться с серьезным демпингом.
3. Расчетно-кассовое обслуживание и организация финансовых потоков
У ИП должен быть обязательно счет для бизнеса (тарифы на расчетно-кассовое обслуживание отличаются в разных банках - так что обращайте внимание на размер комиссий и удобство интерфейса). Есть банки, которые предлагают бесплатное обслуживание на первые месяцы работы и бонусы от партнеров - что также позволит вам немного сэкономить.
Если вы планируете принимать оплаты онлайн и создать свой сайт, либо сразу запустить интернет-магазин - сразу продумайте, как вы будете принимать оплаты от клиентов, чтобы было удобно всем.
4. Наемные сотрудники
Наемные сотрудники в штате обойдутся малому бизнесу довольно дорого. Придется оплачивать страховые взносы, а при перечислении платежей нужно будет удерживать еще и НДФЛ. Сэкономить можно, если привлекать фрилансеров и платить им как самозанятым за сделанную работу.
5. Аренда
На старте зачастую этих расходов можно избежать, если речь идет о проекте, который можно реализовать удаленно (онлайн-школа, интернет-магазин) либо из дома. Если вам нужно очно собраться с командой и что-то обсудить - это можно сделать в кафе или в коворкинге с почасовой оплатой.
Если же ввиду особенностей бизнеса без аренды не обойтись - попробуйте договориться с арендодателем о льготных ставках на первое время, либо в моменты вводимых ограничений. На это идут далеко не все - так что заранее учитывайте риски при организации своего дела.
Подводим итоги
В большинстве случаев, без расходов на старте не обойтись (на раскрутку, персонал, продвижение), но вы можете влиять на эти расходы в большинстве случаев.
Из личного опыта могу сказать, что крайне желательно иметь запас средств, который способен покрыть операционные расходы бизнеса минимум на первые 3-6 месяцев, а также на ваши личные расходы, если других источников дохода у вас нет.
В статье перечислены важные моменты, о которых стоит знать до открытия своего дела, но список на самом деле намного шире, и об этом я буду рассказывать уже в следующих статьях более подробно.
Пишите в комментариях - если был предпринимательский опыт - что было самым сложным в развитии своего дела? Как привлекали клиентов и раскручивали бизнес с нуля, сколько пришлось вложить времени и денег?
Если нет опыта - то хотели бы иметь свой бизнес и работать на себя в будущем ( в какой сфере)? Что останавливает начать уже сейчас сейчас?
В своем блоге я часто рассказываю истории предпринимателей, делаю обзор новостей, связанных с бизнесом, так что если эта тема вам интересна, то ставьте лайк, подписывайтесь на мой канал ЗДЕСЬ, чтобы не пропустить новые публикации!