В 1907 году в одинoчной кaмeре тюpьмы сидел молодой человек. Он был худощав и близорук и пытался мучительно преодолеть подступающее к сердцу отчаянье.
Как он надеялся, что революционные события 1905 года охватят, как пламя, всю страну и разрушат прежний мир! Сколько сил он вложил в дело революции. Отдал себя партии большевиков, устраивал стачки, перевозил opyжие и запрещенную литературу, пoхopoнил невесту, yби_тyю черносотенцами.
Но все напрасно. Революция не разгорелась, а сам он попал в тюpьму. Теперь его ждали долгие годы неволи.
Хотелось плакать над своей судьбой. Попросить помощи у кого-нибудь, хотя бы у Бога.
Но в Бога гордый революционер Миней Израилевич Губельман не верил. И запретил себе даже думать о молитве.
Мальчик, мечтающий о высоком положении в обществе
Миней Губельман родился в Чите в семье ссыльных. Мечтал учиться, но позволить себе такую роскошь не мог. В итоге все его образование свелось к сданным экстерном 4 классам гимназии.
Окружающий порядок вещей он считал несправедливым и решил бороться с ним.
Эти искания привели его к большевикам.
Он оказался талантливым конспиратором и смелым агитатором. Сменил около 15 разных фамилий, в итоге остановился на имени «Емельян» и фамилии «Ярославский», взяв ее после организованной им стачки в Ярославле. Руководил бoeвикaми РСДРП.
Неожиданный взлет
Февральская революция 1917 года изменила жизнь Емельяна кардинально. Он сразу же отправился в Москву, где принял горячее участие в подготовке Октябрьской революции.
Он сделал головокружительную карьеру, став первым комендантом Кремля, членом Центрального комитета РКП(б).
Но после победы в Гражданской вoйне партия решила использовать всем известный атеизм и литературный дар Ярославского в своих целей. Требовалось перестроить страну, а для этого нужно было отказаться от прежних ценностей. И в первую очередь веры в Бога.
Для людей, которые собрались строить рай на земле, вера в Царствие Небесное была совершенно лишней.
Работу планировалось проводить на всех фронтах: и силой, и внушением, и с помощью страха.
Именно эту деятельность и поручили Емельяну Ярославскому.
Первый безбожник СССР
Ярославский старался не за страх, а за совесть.
«Борьба против религии — борьба за социализм», - провозгласил он.
Курировал процесс изъятия церковных ценностей и закрытия храмов, преследования священников, репрессий для верующих. Параллельно организовал журналы «Безбожник», «Безбожный крокодил», «Безбожник у станка». Руководил изданием множества антирелигиозных брошюр, плакатов и открыток.
Над религией в любой ее форме он открыто насмехался, опошляя и унижая донельзя фигуры первых апостолов, мучеников и, конечно же, Христа и Богоматери. Полагал, что вера исходит из недостатка образования. Христианство рассматривал как религию эксплуататоров. Активно работал с молодежью. Ставил антирелигиозные спектакли и публичные мероприятия.
Правда, в деятельности своей явно перебарщивал с публичным высмеиванием христианских ценностей. Поэтому большинство его созданий сегодня невозможно публиковать в открытой печати: они смотрятся как кoщyнство и глумление над чyвствами верующих.
Да и антирелигиозную деятельность Ярославский превратил фактически в борьбу с культурой, приказывая изымать из библиотек книги русских классиков и сжигать их, а также перестать исполнять музыку Моцарта, Генделя, Баха, Чайковского, Рахманинова и других композиторов из-за религиозной составляющей их творчества.
Что там говорить! Ярославский пытался запретить даже «рождественскую елку», считая этот праздник «буржуазным» и глупым.
Целью деятельности воинствующего безбожника было свести количество религиозных людей в СССР к минимуму (к 1937 году их вообще не должно было остаться в стране).
При этом Ярославский боготворил Сталина и написал несколько работ, восхваляя вождя. Также с большой буквы он писал имя «Партии». Таким образом, борясь со «старыми богами», он с легкостью создавал для советских людей «богов новых». И не стеснялся этого.
За совокупность «научных» трудов Ярославский в 1939 году стал академиком. Наверное, это один из редчайших случаев в истории, когда данное звание присваивалось человеку с начальным образованием.
Сам Емельян с гордостью считал себя «историком» и руководил лекторской группой Центрального Комитета партии.
Конец земного пути
Ярославский тяжело зaбoлел в возрасте 63 лет, находясь на вершине своей карьеры. Возможно, что это произошло потому, что он крайне тяжело переживал, что Сталин после начала Великой Отечественной войны дал послабления церкви и закрыл возглавляемое им общество безбожников.
Бoлезнь уносила его силы. Это был тяжелый pa_к.
Отчаянье вновь стало подступать к сердцу. Но он публично заявил, что своим убеждениям не изменит, что это испытание не подтолкнет его «поверить в поповские сказки».
«Чтобы ни случилось, я останусь верен Партии», - говорил он.
Сохранилась легенда, подтвержденная в мемуарах современников, что в последние часы своей жизни Ярославский с yжасом кричал, показывая на темный угол комнаты:
«Он уже здесь. Он ждет меня».
Кого он имел в виду, было неизвестно.
Но также несчастный безбожник умолял врачей «сжечь все его книги».
И с этим он ушел в Вечность…
Так Емельян неожиданно для себя повторил путь Израиля - героя Пятикнижия Моисея, который "боролся" с Богом. Но если Израиль в этой борьбе укрепился в своей вере, то далекий потомок его народа напротив пытался всю жизнь доказать зияющую "Пустоту Небес".
Впрочем, бороться с Богом человек может, а вот победить Господа в этой борьбе уже не в его силах…