Накануне Международного женского дня вполне естественно для юриста вспомнить о самой знаменитой женщине судебно-юридической профессии. Это Фемида – та самая, чьё изображение декорирует тысячи судебных учреждений по всему миру и вносит приятное разнообразие в их сухие экстерьеры и интерьеры. Ведь всегда приятно встретиться с интересной женщиной, хотя бы и в суде.
Откуда всё пошло
Образ справедливости как женщины с весами возник у человечества в незапамятные времена (уж не по этой ли причине большинство российских судей – женщины?). У древних египтян была богиня Маат, обитательница загробного царства, которая клала на одну чашу весов человеческое сердце, а на другую – пёрышко истины. У античных греков справедливость олицетворяла титанида Темис, она же Фемида. А римский император Тиберий, тот, при котором распяли Христа, учредил культ и храм богини Юстиции. И с тех пор Фемида-Юстиция судит людей по делам их в здешнем, суетливом и преходящем мире.
Весы, меч и повязка
Сложившийся облик Фемиды знаком всем – это атлетического сложения женщина с мечом в правой руке, весами в левой и с повязкой на глазах. Меч и весы – тяжёлые предметы, особенно если столетиями держать весы на весу, поэтому хилая, сутулая и интеллигентная Юстиция не характерна, ни в изобразительных канонах, ни в жизни. Судье нужно много здоровья. А уж правоохранителям, что и говорить.
Ну, весы – самый древний атрибут правосудия, это соревновательность сторон и справедливость как категория судебного процесса. Уж чья чашка перетянет, не обессудьте.
Меч трактуется как быстрота, неотвратимость и окончательность судебных постановлений. Быстрота, ха-ха.
А вот проблема повязки на глазах существует до сих пор. В античные времена никакой повязки не было. И гений Возрождения Рафаэль, изображая свою цветущую Юстицию, ничего не знал о повязках.
Повязка на глазах Фемиды возникла в XVI веке и откуда она взялась – дело тёмное. Повязка олицетворяет беспристрастность правосудия. Можно предположить, что у электората того времени возникли существенные сомнения в беспристрастности судейского корпуса и пришлось завязать Фемиде-Юстиции глаза, для пущего пиар-эффекта.
И однако же как раз в мнении электората, от эпохи Ренессанса и до наших дней, повязка на глазах больше ассоциируется не с беспристрастностью, а с лукавством, обманом. В староанглийском языке понятия «обман» и «повязка, капюшон» обозначались одним и тем же словом, hoodwink.
Поэтому в каноническом изображении Фемиды возник раскол, у некоторых скульпторов и художников справедливость продолжает смотреть на мир широко открытыми глазами.
Например, всем известна безповязочная Фемида на фронтоне Верховного суда РФ, на Поварской улице. Дмитрий Медведев, будучи президентом России, даже дискутировал с депутатами Госдумы на тему – не завязать ли глаза девушке с фронтона. Глаза не завязали. Что означает прямой и строгий взгляд верховной российской Фемиды – каждый решает сам.
По всей планете
Фемида заполнила суды всего мира и не только на условном Западе. Женщина-правосудие очень популярна в бывшем СССР, в Японии и, как ни странно, в мусульманских странах, например, в Иране и Ираке. Правда, вот в Бангладеш статую юстиции недавно снесли по требованиям верующих.
Модернизм и феминизм
Изображения Фемиды – произведения искусства. А кроме того это брендовый женский образ, соревноваться с которым может разве что Джоконда. Фемида-Юстиция глядит завязанными глазами с постеров, игральных карт, рекламы татуировок. Она украшает письменные столы, запонки, дамские браслеты и прочее, и прочее.
Что касается искусства, то судебная богиня подвергается модернистским и идеологическим экзерсисам наравне с монной Лизой. Она предстаёт глазам зрителей то в виде сюрных, полуабстрактных фантазий авторов, то пламенным борцом за права женщин. Так что Фемиду-Юстицию нынче можно заслуженно поздравить с главным событием для всех, продолжающих бороться за женское равноправие, с днём 8 Марта.