Найти тему
Visotsky Inc.

Организационная структура транспортной компании

Оглавление

Грамотно выстроенная организационная структура транспортной компании позволяет эффективно распределить обязанности между сотрудниками и наладить работу, тем самым повысив производительность всего предприятия и его доход. Объясняем, каким образом, а также разбираем модели разных вариантов организационных структур в такой компании.

Понятие организационной структуры организации

Организационная структура представляет собой схему, на которой отражены управленческий аппарат, подразделения в компании, а также взаимосвязи между ними. Благодаря такой структуре видно, как распределяются задачи, полномочия, ответственность в организации, должностные обязанности.

Отсюда — ключевые элементы такой схемы, а именно:

  • звенья — могут отображать отдельные подразделения, сотрудников либо выполняемые ими функции;
  • уровни — расположения звеньев относительно управленческого аппарата;
  • Связи — отображение взаимодействий между подразделениями или сотрудниками (связи могут быть вертикальными, когда речь идёт о взаимодействии руководства с персоналом, а также горизонтальными, когда руководители взаимодействуют между собой либо персонал).

Для организации эффективной работы деятельность подразделений и сотрудников должна регламентироваться. Так, для разных специальностов необходимо составить должностные инструкции, попутно прописав в них ЦКП каждой должности. Впоследствии это минимизирует риск развития спорных ситуаций, срывов сроков и т. д. Знания ЦКП также облегчает процесс ввода в должность новичков.

Важно! Оргструктура выстраивается в соответствии со стратегией бизнеса, задачами и целями, которые перед ним стоят. Соответственно, если по каким-то причинам стратегия меняется, в компании зачастую происходит реорганизация. При этом будет перестраиваться вся схема либо отдельные подразделения, нуждающиеся в повышении эффективности работы.

-2

Цели работы транспортной компании

Транспортные компании специализируются на организации доставки продукции, перевозке грузов. В этой сфере, как и в других, есть конкуренция, и, чтобы заиметь как можно больше клиентов, владельцу такой компании важно тщательно изучить своего потребителя и его требования к услуге, а затем постараться удовлетворить их.

Попутно можно и нужно делать ставку на одно из своих конкурентных преимуществ, сделав его одной из своих целей. Это может быть:

  • оперативная обработка заказов и их быстрое выполнение;
  • организация безопасной перевозки (это важно всегда, а особенно если речь идёт о перевозке ценных грузов, антиквариата, хрупких предметов и т. д.);
  • сокращение времени пребывания груза в пути (например, если организовывается транспортировка товаров из одной страны в другую либо несколькими видами транспорта);
  • расширение собственного автопарка или налаживание сотрудничества с другими компаниями, у которых есть автопарк (чтобы быстрее находить требуемые транспортные средства).

При построении организационной структуры своей компании надо учитывать основную цель бизнеса, она будет неизменной. Каждая компания может формулировать её по-разному, но главное, чтобы цель отражала пользу, которую бизнес сможет принести как можно большему количеству людей. Например, один из вариантов формулировки основной цели транспортной компании — доставлять груз из одного пункта в другой в целости и сохранности за максимально короткие сроки.

Обратите внимание, что прибыль не стоит ставить своей целью, поскольку деньги её не заменят. Но надо понимать, что они помогут быстрее реализовать задуманное.

-3

Задачи транспортной компании

Исходя из своей бизнес-стратегии , можно сформулировать задачи. Для компании, специализирующейся на транспортировке грузов, это может быть:

  • их подготовка — взвешивание, упаковка согласно техническим нормам, маркировка и пр.;
  • погрузка/разгрузка;
  • доставка выбранным видом транспорта;
  • хранение в складских помещениях, которые отвечают требованиям, предъявляемым маркировкой;
  • оформление документации на оказание услуг и согласование тарифов (так, может составляться один из договоров для бизнеса , например, договор перевозки или транспортной экспедиции, а также будут оформляться ТТН, бумаги на машину и на водителя и пр.);
  • контроль над перемещением грузов (чаще всего осуществляется с помощью спутникового мониторинга транспорта);
  • техническое обслуживание транспортных средств (его следует осуществлять регулярно, чтобы исключить риск возникновения неисправностей машин и простоя);
  • транспортная логистика (сюда относится выбор подходящего транспорта, расчёт стоимости услуги, подготовка документации, загрузка/выгрузка, наконец, непосредственно транспортировка).
-4

Организационная структура транспортной компании: варианты её организации

В транспортных компаниях чаще всего наблюдается линейное и функциональное управление.

Линейное управление

Его проще организовать. В этом случае компанией управляет генеральный директор, в обязанности которого входит также подбор персонала , заключение договоров, контроль работы звеньев низших уровней.

Подчиняются гендиректору:

  • Эксплуатационная служба. Она организовывает процесс транспортировки таким образом, чтобы оптимизировать затраты на него.
  • Техническая. Её сотрудники ответственны за исправность машин, поэтому они следят за условиями их хранения, контролируют своевременность прохождения ТО, учёт расходных материалов и т. д.
  • Экономическая. Ведёт бухгалтерию, занимается планированием и т. д.

Функциональное управление

Более сложное, поскольку предполагает наличие функциональных, а не линейных руководителей. Последние управляют подразделениями в рамках той или иной группы однородных функций. Пример функционального руководителя — начальник отдела сбыта. При таком варианте наблюдается больше горизонтальных связей между сотрудниками, но и усложняется координация подразделений.

-5

Модель организационной структуры транспортной компании

Под моделью понимается принцип формирования структурных элементов в компании:

  • при функциональной модели подразделения создаются с учётом функций (одна функция — одно подразделение);
  • при процессной — с учётом процессов.

Может быть модель, ориентированная на контрагента (один структурный элемент для работы с одним поставщиком или клиентом).

В то же время на практике чаще всего используются функциональная и процессная модели и их варианты.

Персонал транспортной компании

В организационной структуре транспортной компании будут выделяться следующие должности:

  • Гендиректор и его заместитель. В обязанности последнего будет входить руководство транспортными потоками, работа с заказчиками.
  • Старший диспетчер, начальник автоколонны. Оба сотрудника будут подчиняться заместителю гендиректора. При этом первый возьмёт на себя обязанности по работе с диспетчерами, оформление транспортной документации. Второй — работу с водителями и распределение их по маршрутам. Начальнику автоколонны будет также подчиняться автомеханик.
  • Главный инженер. Следит за техническим состоянием транспортных средств организации. Ему будут подчиняться: отдел охраны труда, менеджер по снабжению, начальник ПТО (производственно-технического отдела).
  • Начальник ПТО. На нём преимущественно — техническая документация, контроль соблюдения регламентов. В подчинении — инженер, механик.

Также в компании будут: медик, сотрудники юридического отдела, отдела маркетинга и продаж, менеджеры по работе с клиентами и др.

-6

Требования к организационной структуре транспортной компании

Выбор оргструктуры зависит от ряда факторов (типа перевозок, утверждённого порядка работы, величины компании и её автопарка и т. д.). В то же время, независимо от этих моментов, готовая схема должна соответствовать некоторым требованиям, а именно:

  • простота и определённость в назначении, соподчинении звеньев;
  • жёсткость, надёжность и в то же время гибкость, чтобы она могла подстраиваться под меняющиеся условия предприятия, а также расти и развиваться вместе с ним;
  • иерархичность в управлении, что обеспечивает надёжность (таким образом, если возникнут сложности в работе верхнего уровня, низшие ещё какое-то время смогут продолжать работать, это ключевое преимущество многоуровневых систем управления);
  • рациональная соподчинённость звеньев;
  • определённость по отношению к оргструктурам в ряду последовательных уровней управления;
  • обеспечение надёжных связей между звеньями;
  • взаимозаменяемость звеньев по требованию.
-7

Взаимосвязь оптимальной организационной структуры транспортной компании и эффективности её деятельности

Оргструктура, по сути, отражает строение организации, то есть показывает, сколько есть подразделений, как они взаимосвязаны, кто принимает важные управленческие решения и т. д. Более того, она обеспечивает распределение труда.

Надо ли говорить о том, что, если она выстроена правильно, все подразделения работают слаженно, не возникает накладок и срывов сроков. Кроме того, компания растёт, развивается, и оргструктура трансформируется вместе с ней (например, «обрастает» новыми звеньями).

Если в какой-то момент существующая структура перестаёт отвечать запросам бизнеса, её пересматривают. Саму компанию при этом, скорее всего, будет ожидать реорганизация.

Выводы

Владелец транспортной компании обязательно должен строить эффективную организационную структуру , так как, если этого не делать, она всё равно будет складываться сама. Для этого необходимо разобраться с тем, что она собой представляет, и выбрать подходящий для себя способ её организации. Затем определить звенья, уровни с учётом своей бизнес-стратегии и, наконец, сформировать саму оргструктуру.

Чтоб оставаться в курсе о новых статьях - подписывайтесь на канал!