Я, дорогой читатель, никогда не думала о том, что царицы и королевы прошлого, которым приходилось рожать наследников как конвейерным машинам, делали это каким то особым способом. Нет - я читала, что королевы вынуждены были рожать в присутствии большого количества людей - дабы не было никакой подмены ценного отпрыска, но к способу процесса это отношения не имеет. А относительно русских цариц, если и приходил в голову подобный вопрос - то я заранее была уверена, что все события происходили в кругу мамок и нянек, по старым дедовским технологиям, а государь мог в это время, разве что хорошенечко помолиться, за удачный исход мероприятия.
Каково же было мое удивление, когда я случайно обнаружила, что, к примеру, еще царь Михаил Федорович Романов, не только был лично в курсе состояния европейского акушерского дела своего времени, но и изо всех сил старался заманить к своему двору лучших специалистов - пусть и из далекой Англии, например.
Личная жизнь царя складывалась непросто:
Портрет Михаила Романова. Как царь боролся за свое счастье...
На любимой женщине он жениться так и не смог, Первая супруга скончалась через пять месяцев после свадьбы, скорее всего - не без помощи добрых людей, и, наконец, выстраданная, вторая, Евдокия Стрешнева, рожала 10 раз, но выжило только четверо детей, и только один наследник - сын, что было мало и ненадежно для династии.
Последний ребенок у царской пары родился в 1639 году, когда Евдокии был только 31 год (всего она прожила 38), а в 1642 Михаил Федорович, явно озабоченный таким положением дел, пытается привлечь к сотрудничеству самого знаменитого акушера того времени - Питера Чемберлена (1601–1683 гг.), видимо, не оставляя надежды получить еще наследника.
Сохранилась любопытная переписка Михаила с многострадальным английским королем Карлом 1, в которой один просит поскорее прислать акушера в Россию, а второй всячески оправдывает его задержку.
Акушер был нужен жене самого Карла - он принимал у нее роды, и, в частности, среди детей, которым он помог появиться на свет, были 2 будущих короля.
Неизвестно - побывал ли в итоге Чемберлен при царском дворе - но царица больше детей не рожала, так что услуги его в любом случае не пригодились.
Кем же был этот человек, и чем была вызвана такая его слава?
Питер был из семьи акушеров.
Акушерами были его дед, отец, дядя, и потом - сыновья.
Старшее поколение акушеров этой семьи сделало изобретение, которое резко увеличило количество удачных родов. Это была семейная тайна, которая тщательно охранялась на протяжении нескольких поколений, более века, и только младший сын Питера, не имевший наследников, открыл ее миру.
Как принимали роды акушеры из династии Чемберленов?
Этого долгое время никто не знал. Процесс их работы был окружен таинственностью. Когда акушер прибывал в дом роженицы, за ним вносили огромный деревянный ящик. Всех возможных свидетелей процесса выгоняли из комнаты, а самой роженице завязывали глаза. Из комнаты, кроме воплей несчастной женщины, доносился странный лязг металла, который завершался с первым криком младенца.
В то время часто бывало, что младенец на выходе как то застревал, и оба - и ребенок и мать, которая не могла разрешиться от бремени, погибали в мучениях. Так вот у Чемберленов подобных случаев, кроме уж совершенно безнадежных, практически не было!
Их чудо - механизм, хоть и калечил иногда страшным образом и мать и ребенка (из за чего, впоследствии, был запрещен), позволял разрешиться от бремени большинству женщин.
И только в 1815 году, когда в доме Чемберленов была найдена потайная комната, в ней был обнаружен сам механизм, который так долго охраняли от чужих глаз, и который спас так много жизней, и существенно обогатил своих изобретателей и их потомков.
Вот он:
Это акушерские щипцы.
Ими захватывали головку младенца и вытаскивали его из матери.
Питер Чемберлен в совершенстве владел этим наследственным искусством, что делало его одним из лучших специалистов того времени.
Сам он имел большую семью - у них с женой было 14 сыновей и 4 дочери. Из сыновей как минимум двое стали акушерами, а один - известным шарлатаном от медицины, прописывавшим своим клиентам болеутоляющее ожерелье собственного изготовления, которое не работало)
Питер Чемберлен пережил революцию, дождался восстановления монархии, и вновь стал королевским акушером.
Но со временем это звание стало скорее символическим. Питера намного больше акушерства стали занимать вопросы веры. Он стал баптистом, а затем, к сожалению, вообще свихнулся на религиозной почве.
А русским царицам в итоге пришлось рожать самостоятельно.. На смену Евдокии Стрешневой пришла Мария Милославская - жена следующего царя, сына Евдокии - Алексея. Родив 13 раз, она скончалась от тяжелейших последних родов, и явно иноземных акушеров с их чудесными изобретениями рядом с ней не наблюдалось...