«Я “художку” не читаю,» – слышу я чаще, чем хотелось бы.
«А что читаешь?» – «Книги по психологии, по саморазвитию.»
Мне грустно слышать такое. Ведь художественная литература содержит миллион жизненных историй, разум и душу, красоту слова. А книги по психологии и саморазвитию – способ заработать на страхах и растерянности аудитории. Но авторы нон-фикшн не виноваты: спрос определяет предложение. Читателям нужны такие книги, и вот почему.
Хорошее воспитание и школьная программа по литературе готовят, в общем-то, совестливых и сострадательных людей. Вступая во взрослую жизнь, они сталкиваются с тем, что заветы классиков не помогают преуспеть в данных социально-экономических условиях. Выходит, «художка» их научила не тому, как бы предала. Быть щедрым и добрым оказывается не эффективно. Чтобы приспособиться, перестроиться, люди читают литературу по саморазвитию и т.п., отказываются от «художки», которая переходит в категорию бесполезных развлечений.
Да, «мир не прост, совсем не прост…», как поётся в одной песне. Как же справиться маленькому человеку? Как решить свои проблемы, утешиться и почувствовать себя если не счастливым, то хотя бы спокойным?
Модные книги по психологии и саморазвитию обещают научить здоровому эгоизму, принятию, эффективности, а также «завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей», «начать думать в понедельник и не бросить во вторник».
Вот заголовки этих книг по состоянию на начало 2021 г.:
«Сила подсознания, или Как изменить жизнь за 4 недели» (написал бы кто-нибудь через 4 недели – как всё прошло?)
«… или Как доносить мысли и убеждать людей с помощью слов» (манипулируй и впаривай свои идеи и товар)
«7 навыков высокоэффективных людей» (530 страниц, между прочим. Никто не подарит нам просто список из 7 навыков)
«7 шагов к стабильной самооценке» (к стабильно высокой, надо полагать, – даже если «накосячишь» или сделаешь подлость)
«Тонкое искусство пофигизма» (то есть, поддержания стабильно высокой самооценки)
«Роман с самим собой» (то же самое)
«Любовь к себе» (снова оно)
«Хочу и буду» (опять)
«…будь уверен в своих силах и не позволяй сомнениям мешать тебе двигаться вперёд» (да, да, опять оно)
Напоминает стишок из мультика: «люби себя, чихай на всех, и в жизни ждет тебя успех!», правда?
А ведь классическая художественная литература даёт ответы на многие вопросы не менее эффективно, чем специализированная. Великий писатель всегда хороший психолог. Кроме того, чтение художественного романа погружает в мир автора, отвлекает от повседневности, успокаивает. Там иллюстрируются ситуации и конфликты, которые «подсмотрены» в реальной жизни. (В книгах по психологии самое интересное – как раз примеры из жизни, типа: «Пациентка Н. рассказала…»). Да, в романах нет прямых инструкций, но читатель анализирует поведение героев, мотивы и результаты их поступков – и делает для себя выводы. Это чужой жизненный опыт, которым с читателем поделились. Бери «на вооружение».
Пробежимся самым известным произведениям, многие из которых представлены в школьной программе.
Любовь к себе и эгоизм: «Онегин», Пушкин; «Герой нашего времени» Лермонтов; «Гобсек», Бальзак; «Луиза», Моэм; «Портрет Дориана Грея», Уайльд.
У Пушкина, Лермонтова и Уайльда эгоизм «почему-то» выставлен отрицательным качеством, и герои мучаются от раскаяния в том, что проявляли безразличие к чувствам и судьбам других. Скряга Гобсек не осознаёт своей бесчеловечности. В «Луизе» главная героиня проживает жизнь легко и без сожалений – за счёт любви к себе.
Прокрастинация, безволие: «Обломов», Гончаров; «Сказка о потерянном времени», Шварц; «Пляска смерти», Келлерман.
Все три произведения призывают проявлять волю и дисциплинированность, не терять драгоценного времени, не пускать события на самотёк – иначе жизнь сама накажет прокрастинатора.
Дружба: «Три мушкетёра», Дюма; «Три товарища», Ремарк; «Трое из навигацкой школы», Соротокина; «Трое в лодке», Джером; «Сердца трёх», Лондон.
Почему-то многие авторы предлагают «сообразить на троих»; возможно, потому что настоящих, проверенных друзей не бывает много. Трое – это очень хорошо. Народная мудрость в анекдоте гласит: Вконтакте у тебя 500 друзей, на дне рождения – 15, а когда у тебя неприятности, то лишь 2, и скорее всего, это твои родители.
Как ладить с людьми, завоёвывать друзей, эффективно общаться: «Горе от ума», Грибоедов; «Ревизор», Гоголь; «Милый друг», Мопассан.
Про Молчалина помните: «Там моську вовремя погладит!/ Тут в пору карточку вотрёт!» - вот и был угоден всем, кроме Чацкого. Хлестаков тоже запросто всем понравился, не только потому что был в ореоле мнимой важности, но и потому обладал лёгким характером. Ну а название «Милый друг» говорит само за себя. Молодой человек пытался понравиться всем, особенно женщинам, и с чужой поддержкой поднимался всё выше и выше.
Любовь и секс: рассказы и новеллы, Мопассан; «Любовник леди Чаттерлей», Лоуренс; «Заблудившийся автобус», Стейнбек; «Невыносимая лёгкость бытия», Кундера.
Таких произведений, конечно, гораздо больше. Это так, навскидку. Тысячи авторов на протяжении веков пытаются разобраться в хитросплетениях любовных отношений.
Семейные проблемы: «Анна Каренина», «Война и мир», Толстой; «Жизнь», Мопассан; «Судьба человека», «Тихий Дон», Шолохов; «Я её любил. Я его любила», Гавальда; «Поправки», Франзен.
«Анна Каренина» – книга отнюдь не о том, как женщина бросилась под поезд. Там необъятное число персонажей, множество семей, каждая со своими «скелетами в шкафу», а главный герой – Константин Левин, а не Анна.
Анна, но не Каренина, а Гавальда написала историю развода, который можно пережить.
Франзен, признаем, ещё не стал классикой, но по части разбора семейных дрязг он мастер.
Успех любой ценой: (сплошь американцы – знают в этом толк) «Американская трагедия», «Финансист», Драйзер; «Унесённые ветром», Митчелл; «Великий Гэтсби», Фитцджеральд.
Добежать до самой вершины – чтобы постоять там в одиночестве. Не брезговать никакими средствами – чтобы по пути растерять друзей и любовь. Стó ит ли это того?
Позитивное мышление, оптимизм: «Очарованный странник», Лесков; «Война и мир», Толстой; «Василий Тёркин», Твардовский.
Первая книга – триумф силы духа, чистоты и бескорыстия. Это история жизни крестьянина Ивана Северьяныча. В «Войне и мире» главным апологетом позитивного мышления (не подозревающим об этом) я бы назвала Платона Каратаева. Но в романе есть и другие оптимисты. Наконец, «Василий Тёркин» – поэма о неунывающем советском солдате, которая вселяла оптимизм даже во фронтовиков, ходивших в шаге от смерти.
Мотивация: «Любовь к жизни», Лондон; «Повесть о настоящем человеке», Полевой; «35 кило надежды», «Просто вместе», Гавальда.
Конечно, первые два примера гораздо серьёзнее и мощнее, чем вторые два. На их фоне многие наши проблемы меркнут и становится стыдно не верить в свои силы. Уж если человек способен преодолеть такие тяготы, то мы точно сможем замотивировать себя на следующий важный шаг в своей жизни.
#литература #личностный рост #лабковский #классика