В последний год значительно увеличилась трансформация в цифровизацию всех сфер нашей жизни. Особенно активно проходят эти процессы в строительстве. Состоявшееся в конце декабря заседание Экспертного совета по строительству, промышленности строительных материалов и проблемам долевого строительства при Комитете Государственной Думы по транспорту и строительству было посвящено этим вопросам и основная тема - «Новые стандарты управления инвестиционными строительными проектами: цифровая трансформация». Мероприятие прошло под председательством В.И. Ресина, депутата ГД ФС РФ, члена Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству, председателя Экспертного совета.
Ключевыми темами рассмотрения стали партнерские отношения и взаимодействие с банковским сектором, реформирование института экспертизы и надзора, формирование единой экосистемы государственных услуг и государственных функций в цифровом формате и др.
В заседании приняли участие и выступили с докладами Волков Дмитрий Анатолиевич, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Козлов Александр Сергеевич , заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Музыченко Сергей Григорьевич , директор Федерального автономного учреждения «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве» (ФАУ «ФЦС»), Платонов Владимир Михайлович , президент Московской торгово-промышленной палаты, Валов Олег Геннадьевич , заместитель директора ГАУ МО «Мособлгосэкспертиза», советник президента Ассоциации экспертиз строительных проектов, Куликов Борис Юрьевич , начальник Управления Государственного строительного надзора Госкорпорации «Росатом», Алексеенко Николай Николаевич , сопредседатель Комитета по строительству Общероссийской организации «Деловая Россия», генеральный директор ООО «Геопроектизыскания», генеральный директор ООО «Рейтинговое агентство строительного комплекса» (ООО «РАСК»). С докладами также выступили представители системных застройщиков.
Владимир Иосифович Ресин в приветственном слове к участникам заседания отметил, что сегодня государство активно поддерживает строительную отрасль, и эти меры поддержки сегодня, в непростое время, имеют колоссальное значение.
— Для регионов с низкой инвестиционной привлекательностью стартовали индивидуальные программы социально-экономического развития, через Минстрой России будет направлен значительный объем средств на строительство целевых объектов инфраструктурного значения. Принят закон о публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства», бюджет страны утверждён на три года.
Однако вопрос эффективности строительных мер со стороны роли, которую должны выполнять в новом инвестиционном цикле уполномоченные банки и публично-правовые образования, как активные участники и партнёры при планировании и реализации инвестиционных строительных проектов, требует более детального рассмотрения. Ценность этих мер в том, чтобы найти те подходы, модели, механизмы и методы, которые позволят вернуться в нулевую точку, к показателям докоронавирусного периода и обеспечить начало экономического роста в дальнейшем. При этом главное — защитить конституционные права граждан. Переход в сфере проектного финансирования с использованием счетов эскроу от устоявшейся модели строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости с использованием привлекаемых напрямую средств граждан диктует новые требования к основным бизнес-процессам всех субъектов инвестиционно-строительной деятельности. В этом ключе определена тема нашего заседания сегодня – «Новые стандарты управления инвестиционными строительными проектами: цифровая трансформация». Предложенные к обсуждению направления неразрывно связаны и дополняют друг друга для достижения тех результатов и целей, которые поставил перед строительным комплексом Президент В.В. Путин.
Дмитрий Анатолиевич Волков в своем докладе рассказал об итогах работы Минстроя РФ в уходящем году в части строительной деятельности, а также о планах на перспективу.
— Последние полтора года были очень важными и, на наш взгляд, плодотворными. Мы сделали дайджест, краткий обзор того, какие изменения произошли в нормативно-правовом регулировании градостроительного процесса, его название «От №151ФЗ до №264ФЗ». Он охватывает период с июня 2019 года по сегодняшний день и включает в себя те главы Градостроительного Кодекса, в которых произошли изменения. В целом, это 11 Федеральных Законов и 40 нормативно-правовых актов. Это огромная реформа, которая поменяла почти все институты Градостроительного Кодекса.
Введены новые институты, так, у нас появилась информационная модель объекта капитального строительства, единые стандарты государственных услуг в строительстве, классификатор строительной информации, реестр документов, содержащий требования экспертиз, чего никогда не было ранее. Отрегулирована государственная информационная система градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации. Случилось то, о чем долго мечтали, информационная система стала трёхзвенной. В целом, если посчитать сокращение сроков, которое содержится в этих изменениях, то в совокупности оно составляет практически около года. И это именно та задача, которую мы себе ставили.
Кроме того, мы расширили полномочия субъектов Российской Федерации. В целом количество изменений составляет 24 пункта, которые расширяют полномочия субъектов Российской Федерации, семь из которых перераспределяют полномочия, три изменения связаны с охраной окружающей среды, и продление сроков, связанное с пандемией. Это 39 страниц укрупненного дайджеста, где буквально тезисно сказано, что у нас изменилось. Вся информация разослана в регионы, передана в экспертную группу, и по поручению вице-премьера мы должны всех ознакомить с этим документом. Это огромные возможности, которыми надо умело пользоваться. Проблема заключается в том, что мы настолько быстро и стремительно все это меняли, что не все ещё успели с ним ознакомиться.
Однако, несмотря на большие изменения, а их смело можно назвать реформой, это не повод успокоиться. Нам все равно не хватает инструментов, и мы с этим будем работать. Хочу анонсировать и рассказать, что мы должны будем доработать вопрос с установлением правового статуса рабочей документации. В целом мы должны доработать историю о стадиях градостроительного процесса, и рабочая документация играет здесь важнейшую роль. Надо дать возможность участникам градостроительного процесса, делая рабочую документацию, управлять при этом изменениями процесса без лишней волокиты и экспертиз. Первые шаги мы сделали, введя проектное и экспертное сопровождение.
Второй вопрос — это типизация. Мы намерены дать возможность участникам рынка, которые делают проекты, определять их как типовые. Дать возможность не только государственным, но и частным компаниям делать эти проекты, определять их как типовые, загружать в реестр с тем, чтобы не приходилось повторно проходить по ним экспертизу и все сложные процедуры оценки соответствия, в том случае, когда такая оценка уже однажды была сделана. Эти законопроекты подготовлены, мы их неоднократно обсуждали.
Третий документ, который мы подготовили, и он есть формате законопроекта, это инновация, связанная с опытом, полученным нами в процессе устранения чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации. Я имею в виду Дальний Восток, Иркутск, а также работы по строительству госпиталей COVID. Мы видим проблему, которая заключается в том, что когда мы находимся в режиме чрезвычайной ситуации или в режиме повышенной готовности, нужно все делать быстро. Если мы идём по стандартным градостроительным процедурам, то быстро у нас не получается. Сроки строительства, это всем известно, сегодня очень ускорены, госпитали строятся за 30 дней. Сроки измеряются фактически неделями. Мы должны дать возможность в этом случае проводить все процедуры без исключения параллельно, чтобы можно было параллельно проектировать, строить, вносить необходимые изменения в проект, проходить экспертизу, и при этом контролировать это. Такой режим работы в рамках чрезвычайных ситуаций и режима повышенной готовности позволит резко сократить сроки инвестиционного проекта и реализовывать такие проекты оперативно.
Александр Сергеевич Козлов дополнил выступление Д.А. Волкова в части цифровизации строительства и жилищно-коммунального хозяйства. По его словам, это один из самых серьезных приоритетов работы ведомства и дополнительный способ получить больше эффективности процессов, происходящих в строительстве.
Темой основного доклада Сергея Григорьевича Музыченко стало создание и структура единого цифрового пространства «Цифровое строительство».
— Создание единого цифрового пространства позволит всем участникам градостроительных отношений перейти на единые правила обмена информацией, обеспечит доступ ко всем нормативно-техническим документам в сфере строительства, позволит перейти на модель оказания услуг и предоставление услуг как суперсервисов. В перспективе мы придём к осознанному принятию технических решений на основе анализа реальных градостроительных данных. На текущий момент подготовлена концептуальная схема Единого цифрового пространства, продуманы основные направления формирования обмена данными. Центральным элементом единого цифрового пространства станет предусмотренная Градостроительным Кодексом государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности, которая объединит все системы градостроительной отрасли, позволит сформировать бесшовную среду управления данными на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства.
О результатах работы строительного комплекса в целом, а также о задачах и приоритетах говорил в своем выступлении Ефим Владимирович Басин.
— Благодаря тем мерам, которые принимались в 2020 году, строительная отрасль не просто выстояла, она вышла из этой трудной ситуации лучше, чем другие отрасли. Сегодня мы практически вышли в нулевую точку, вводим столько жилья, сколько вводили в 2019-м году. В ближайшее время мы выполним объемы почти на том же уровне, сколько и в прошлом году, это порядка 9 трлн. Строительная отрасль, вместе со строительными материалами, внесёт порядка 4 трлн руб. налогов, это притом, что у нас на жильё, которое является локомотивом строительной отрасли, тратится примерно 5 трлн. Из них 96% - это средства населения.
Нас тревожит ближайшее будущее. Сегодня, к сожалению, резко сокращена выдача разрешений на новое строительство, и при этом звучат слова представителей банка о том, что льготная ипотека под 6,5% должна быть прекращена. Я считаю, что только благодаря этим шести с половиной процентам мы вышли на этот уровень по жилью.
Говоря об индивидуальном жилищном строительстве, стоит отметить, что сегодня его доля из общего объема ввода жилья составляет 52 %, что на 18% больше, чем в 2019-м году. К сожалению, ДСК и МКД упали значительно. И нужно прислушиваться к мнению населения, большая часть которого предпочитает жить в собственном доме. Сегодня мы строим в среднем 18 этажей по России, 45 квадратных метров средняя квартира. Когда семья из двух человек - это нормально, но как мы будем работать над демографией? Конечно, нужны квартиры более комфортные. Поэтому ИЖС надо поддерживать обязательно, а не ослаблять внимание к нему. Мы возлагаем надежды на «ДОМ.РФ» и банк «ДОМ.РФ». Отличное решение принято в отношении наделения ролью единого заказчика Минстроя. Это абсолютно правильно, учитывая существующие меры, такие как экспертное сопровождение, когда мы облегчаем участь застройщиков, подрядчиков в части госэкспертизы, типизации проектов. Но в тоже время необходимо, чтобы обуздать тот хаос, который творится с индивидуальным жилищным строительством, применять индустриальное строительство в жилищной сфере ИЖС. Если будут применены стандарты, то мы достигнем больших успехов. Надо создать условия, прежде всего, это обеспечение земельными участками, всей инфраструктурой: социальной, транспортной, коммунальной, открытие финансирования с эскроу счетами, льготная ипотека. Все те преференции, которые доступны для многоквартирного строительства, мы должны распространить на ИЖС. Это просто необходимо. Если у нас будет единый заказчик по строительству в целом в лице Минстроя, то «ДОМ. РФ» может стать федеральным оператором в строительстве ИЖС. У них сегодня складывается банк земельных участков, можно вести реестр индустриальных застройщиков в области ИЖС, можно ввести реестр стандартных домов по ИЖС, и масса других вариантов.
Участники дискуссии обозначили острую необходимость создания возможности получения большинства услуг в электронном виде, а представители банковской сферы отметили, что в их планах стоит оптимизация предоставления информации застройщикам и взаимодействие с ними в онлайн-формате.